Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N 208-КГ16-7
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Деньгуб Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Гордолионовой Е.В. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 19 июня 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 11 августа 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части ... капитана Прокофьева А.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 19 июня 2015 г. удовлетворено заявление Прокофьева А.В., в котором он просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 3 июня 2015 г. N 2975 о предоставлении ему жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,25, возложить на данное должностное лицо обязанность произвести перерасчет и доплату жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375.
Апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 11 августа 2015 г. решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 5 октября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории военнослужащих, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, а исполнение решения суда приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" удовлетворить.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что Прокофьев А.В., обеспечиваемый на весь период военной службы служебным жилым помещением при общей ее продолжительности свыше 18 лет, на основании приказа командующего войсками Дальневосточного военного округа от 31 марта 2008 г. был уволен с военной службы по состоянию здоровья.
При этом Прокофьев А.В., продолжив прохождение военной службы в распоряжении командования, подлежал исключению из списков личного состава воинской части после реализации его жилищных прав на обеспечение жильем по установленным нормам.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 3 июня 2015 г. N 2975 размер жилищной субсидии был рассчитан Прокофьеву А.В. с применением поправочного коэффициента 2,25.
10 июня 2015 г., то есть в период прохождения военной службы, Прокофьеву А.В. произведена выплата жилищной субсидии, размер которой рассчитан, исходя из вышеуказанного поправочного коэффициента.
Полагая, что при расчете и выплате субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, Прокофьев А.В. оспорил названные решение и действия должностного лица в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что по смыслу закона Прокофьеву А.В., будучи уволенному с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 10 лет и необеспеченному жильем, выплата жилищной субсидии должна осуществляться с поправочным коэффициентом 2,375.
Такой вывод основан на неправильном истолковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и недвусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Прокофьев А.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,375.
Из изложенного следует, что суды пришли к ошибочному выводу о нарушении права Прокофьева А.В. на жилищную субсидию в результате установления ему решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 3 июня 2015 г. N 2975 поправочного коэффициента 2,25, в связи с чем его заявление удовлетворено неправомерно.
Поскольку при рассмотрении дела юридически значимые обстоятельства установлены, однако судами допущена ошибка в толковании норм материального права, изложенное в соответствии со ст. 328 и п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС РФ является основанием для отмены состоявшихся судебных актов и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Прокофьева А.В.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 19 июня 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 11 августа 2015 г. по заявлению Прокофьева А.В. связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Прокофьева А.В. отказать.
Председательствующий |
Крупнов И.В. |
Судьи |
Дербилов О.А. |
|
Замашнюк А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 31 марта 2016 г. N 208-КГ16-7
Текст определения официально опубликован не был