Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 г. N 16-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3 и 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 18 июля 2007 г. N 48/1163 по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" на решение Волгоградского областного суда от 26 ноября 2015 г., которым садоводческому некоммерческому товариществу "Аврора" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., пояснения представителя Волгоградской городской Думы Новиковой А.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Волгоградской городской Думы 18 июля 2007 г. N 48/1163 приняты Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда (далее - Правила), которые в настоящее время действуют в редакции от 15 апреля 2014 г. Первоначальный текст документа опубликован 18 августа 2007 г. в издании "Волгоградская газета", N 153.
Правилами определено, что на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческие товарищества) для накопления отходов, образующихся в садоводческих товариществах, садоводческими товариществами самостоятельно оборудуются контейнерные площадки и площадки КГО. Удельный размер земельных участков, занятых под контейнерные площадки для сбора и временного хранения отходов, должен составлять не менее 0,1 кв.м на один садовый участок (подпункт 5.3.1).
Подпункт 5.3.2 Правил содержит запрет размещать на территории садоводческих товариществ и за её пределами отходы вне специально оборудованных контейнерных площадок для временного хранения отходов;
Ответственность за организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории возложена на правление садоводческих товариществ (подпункт 5.3.3).
В соответствии с положениями подпункта 5.3.4 Правил допускается осуществление сбора отходов по заявочной системе с территории садоводческих товариществ со сбором непосредственно в специализированный транспорт и его одновременным вывозом. В этом случае сбор и вывоз отходов специализированным транспортом должны производиться по маршрутному графику, согласованному с перевозчиком отходов и доведенному до сведения членов садоводческих товариществ.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Аврора" (далее - СНТ "Аврора") обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением о признании приведённых пунктов Правил недействующими ввиду их противоречия пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Волгоградского областного суда от 26 ноября 2015 г. СНТ "Аврора" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе СНТ "Аврора" ставится вопрос об отмене судебного акта, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Волгоградской городской Думой и прокуратурой Волгоградской области поданы возражения о необоснованности её доводов и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представители СНТ "Аврора" не явились.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2 и 5.3.4 пункта 5.3 Правил, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения приняты Волгоградской городской Думой в пределах компетенции и требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречат.
При этом суд обоснованно исходил из того, что задача органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Позиция суда согласуется с правовыми предписаниями, содержащимися в пункте 24 частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об отнесении к вопросам местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, а также положениями пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закрепляющими аналогичные нормы.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется поименованным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 13 этого же закона в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд первой инстанции, сопоставив приведённые законоположения с подпунктами 5.3.1, 5.3.2 и 5.3.4 пункта 5.3 Правил, обоснованно констатировал об отсутствии между ними правовых противоречий.
Мотивы, по которым суд пришёл к заключению о необоснованности в этой части требований административного истца, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в приведённой части являются несостоятельными и не опровергают выводов суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем Судебная коллегия вывод суда о соответствии подпункта 5.3.3 пункта 5.3 Правил имеющему большую юридическую силу законодательству находит ошибочным.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в этой части, суд первой инстанции исходил из того, что установление ответственности правления садоводческих товариществ за организацию строительства, ремонта и содержания контейнерных площадок для временного хранения отходов, вывоза и утилизации ТБО, содержание территории соответствуют характеру правового регулирования, установленного в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При этом суд сослался на положения статьи 22 названного федерального закона, определяющие полномочия правления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, а также абзац второй пункта 2 статьи 24 этого же закона, предусматривающий привлечение председателя правления и его членов при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков объединению к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Однако суд не учёл, что Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" имеет специальную главу, регулирующую вопросы ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу статьи 28 названного закона ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами несут должностные лица и граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия об установлении ответственности за нарушения в сфере обращения с отходами, субъектами которых не может быть правление садоводческих и иных товариществ, следовательно, решение в этой части является незаконным, подлежит отмене с вынесение нового решения об удовлетворении требования административного истца о признании подпункта 5.3.3 пункта 5.3 Правил недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Волгоградского областного суда от 26 ноября 2015 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим подпункта 5.3.3 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 18 июля 2007 г. N 48/1163, отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" о признании недействующими подпунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3 и 5.3.4 пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 18 июля 2007 г. N 48/1163, удовлетворить частично.
Признать с момента вступления в законную силу решения суда недействующим подпункт 5.3.3. пункта 5.3 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утверждённых решением Волгоградской городской Думы от 18 июля 2007 г. N 48/1163.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Аврора" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 г. N 16-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был