Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. N 07-871 "О психологической службе образования в Российской Федерации"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. N 07-871
"О психологической службе образования в Российской Федерации"

 

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) сообщает, что с целью модернизации психологической службы образования в Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (далее - профессиональный стандарт).

Указанный профессиональный стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года.

Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым утверждена "Дорожная карта" (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта на 2015 - 2020 годы, включающая, в том числе мероприятия по разработке и утверждению вариативных моделей апробации и внедрения профессионального стандарта на пилотных региональных (муниципальных) площадках с использованием форм сетевого взаимодействия, модернизации высшего психолого-педагогического образования, разработке вариативных моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне с учетом требований профессионального стандарта, разработан проект положения о региональной пилотной площадке по направлению "Апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (прилагаются).

12 субъектов Российской Федерации начали мероприятия по апробации и внедрению профессионального стандарта в качестве базовых пилотных площадок. Рекомендуем направить для изучения опыта работы специалистов, курирующих данное направление.

Приказ о профессиональном стандарте размещен на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф), ГБОУ ВПО "Московской психолого-педагогический университет" (www.mgppu.ru) и Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" (vvww.rospsy.ru).

Кроме того, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2015 - 2017 годы предусмотрена разработка Концепции развития психологической службы в системе образования с учетом имеющихся региональных практик психологических служб.

Обращаем внимание, что для внедрения профессиональною стандарта, а также обеспечения качественного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса необходимо создать соответствующие условия.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) материально-техническое оснащение и оборудование помещений, составление штатного расписания относятся к компетенции образовательной организации.

Согласно статье 42 Закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, должна оказываться психолого-педагогическая помощь. Указанная помощь может быть оказана в образовательных организациях и в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые могут создаваться как на региональном, так и на муниципальном уровнях системы образования (далее - Центр ППМС-помощи).

Таким образом, в случае, если в образовательной организации в штате нет педагога-психолога, то возможно заключение договора об оказании психолого-педагогической помощи детям, обучающимся в образовательной организации, с Центром ППМС-помощи.

Кроме того, на официальном сайте органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также на сайтах образовательных организаций должна быть размещена информация о региональной и муниципальной системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (статьи 29, 97 Закона).

С учетом изложенного, в целях повышения эффективности работы службы психологии образования необходимо:

1) провести работу с руководителями образовательных организаций по созданию условий для максимально эффективной работы службы психологии образования, в том числе материально-техническое оснащение (у психолога должен быть кабинет индивидуальной и групповой работы, специальное оборудование, психодиагностический инструментарий, доступ к Интернет-ресурсам и т.д.);

2) провести анализ организации региональной службы психологии образования, в том числе определить координирующую роль Центров ППМС-помощи;

3) включить в региональные программы развития образования мероприятия по обеспечению и повышению эффективности деятельности службы психологии образования;

4) разработать региональные Концепции развития психологической службы в системе образования в рамках реализации Национальной стратегией действий в интересах детей на 2015 - 2017 годы.

Обращаем внимание, что на сайте Общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" www.rospsy.ru размещены программы-лауреаты Конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологии для "Новой школы" профилактической, коррекционно-развивающей, развивающий и образовательной (просветительской) направленности.

Данные программы апробированы в образовательных организациях Российской Федерации, имеют положительные отзывы руководителей образовательных организаций, в которых проходила апробация, и гриф "Рекомендовано Федерацией психологов образования России для использования в образовательных организациях".

На указанном сайте также размещены методические рекомендации:

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках внедрения ФГОС начальной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В., Баранова О.О., Геворкян Е.С., Яхина Р.Р., Флоренко Е.Ю., г. Самара);

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках внедрения ФГОС основной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В., Баранова О.О., Геворкян Е.С., Яхина P.P., г. Самара);

"Оценка качества реализации психологических услуг в образовании" (авторы: Клюева Т.Н., Эстерле А.Е., Илюхина И.В., Кормухина Е.В., Жегалина С.В., г. Самара);

"Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС основной школы" (авторы: Клюева Т.Н., Генсецкая Ю.В., г. Самара);

"Оценка сформированности игровой деятельности дошкольников как показатель эффективности работы дошкольной образовательной организации" (авторы: Сечкина O.K. и Педан Л.А., г. Самара).

Департамент просит довести данную информацию до руководителей образовательных организаций и специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогов, классных руководителей, психологов образования, методистов, воспитателей дошкольных образовательных организаций.

 

Приложение:

1. Дорожная карта (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" на 2015 - 2020 годы на 9 л. в 1 экз.

 

2. Список субъектов Российской Федерации, участвующих в мероприятиях по апробации и внедрению профессионального

стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" на 1 л. в 1 экз.

 

3. Проект положения о региональной пилотной площадки по направлению "Апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" в 2016 - 2017 годах на 6 л. в 1 экз.

 

Директор департамента

Е.А. Сильянов

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С 1 января 2017 г. вступает в силу профстандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Он необходим в т. ч. для модернизации психологической службы образования.

Сообщается о разработке "дорожной карты" по апробации и внедрению профстандарта на 2015-2020 гг. Предусматривается разработка вариативных моделей апробации и внедрения профстандарта на пилотных региональных (муниципальных) площадках с использованием форм сетевого взаимодействия; модернизация высшего психолого-педагогического образования; создание вариативных моделей организации деятельности психологической службы на региональном (муниципальном) уровне.

12 регионов начали мероприятия по апробации и внедрению профстандарта в качестве базовых пилотных площадок. Среди них - Республика Башкортостан, Хабаровский край, Калининградская, Новосибирская области, г. Москва.

Отмечено, что если в образовательной организации в штате нет педагога-психолога, то возможно заключение договора об оказании психолого-педагогической помощи детям с Центром ППМС-помощи.

Обозначены мероприятия по повышению эффективности работы службы психологии образования.

Приведено Примерное положение о региональной пилотной площадке по направлению "Апробация и внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" в 2016-2017 гг.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. N 07-871 "О психологической службе образования в Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был