Письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. N 02-04-10/26408
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу изменения порядка зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере охраны труда (далее - Обращение), и сообщает следующее.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответствии с положениями статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
В соответствии с положениями статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий.
В соответствии с положениями части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Вместе с тем, из положений части 2 статьи 28.3 КоАП РФ следует, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 указанной статьи , протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов.
Главой 23 КоАП РФ установлена подведомственность дел об административных правонарушениях в сфере труда федеральным органам исполнительной власти. В соответствии с положениями части 1 статьи 23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 356 ТК РФ).
Предложенный в Обращении механизм предполагает передачу доли источников финансового обеспечения из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации без передачи части соответствующих полномочий на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, по мнению Департамента, представляется нецелесообразным внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации правовой нормы, предусматривающей изменения порядка зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере охраны труда.
Заместитель Директора Департамента |
В.В. Кветкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.