1. По вопросу установления требований к участникам закупки в соответствии с постановление Правительства РФ N 1457, а также оформлению приложения к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание комплекса услуг по подготовке и представлению экспозиции.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных имуниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлены требования к участникам Конкурса, предусмотренные Постановлением N 1457.
Такие действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в названной статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности.
Частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе требований к оформлению такой заявки.
Пунктом "б" части 11.3 Конкурсной документации установлено, что: "В составе заявки должны содержаться также следующие сведения и документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности. В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника, заверенную печатью участника и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности".
Кроме того, согласно части 13.4 Конкурсной документации "Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, которая также подлежит прошивке в составе заявки, должны быть скреплены печатью участника (для юридических лиц) и подписаны участником или лицом, уполномоченным таким участником".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные требования Конкурсной документации нарушают положения Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами Конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, информацией, прилагаемой к протоколам, является предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 09.02.2016 (далее - Протокол) не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложениях участников Конкурса вотношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, неразместивших на Официальном сайте надлежащим образом приложения к Протоколу, содержащие информацию о предложениях участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 14.03.2016 N П-37/16)
2. По вопросу выбора способа осуществления закупки у единственного исполнителя.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключения контракта на выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ на участке автомобильной дороги.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 N Д28и-2188 в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
На заседании Комиссии установлено, что 07.05.2015 Постановлением Главы Тевризского муниципального района Омской области от 07.05.2015 204-п введен режим чрезвычайной ситуации на территории Тевризского муниципального района Омской области.
24.06.2015 составлен акт обследования поврежденного объекта врезультате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим натерритории Омской области в апреле - июне 2015 на автомобильную дорогу отс.Александровка до с. Бородинка.
15.10.2015 Распоряжением Главы Тевризкого муниципального района Омской области от 15.10.2015 N 190-р утверждено осуществление Закупки уединственного исполнителя в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика следует, что до октября 2015 года в бюджете Тевризского муниципального района Омской области отсутствовали денежные средства на выполнение работ в объеме, предусмотренном актом обследования поврежденного объекта. В связи с тем, что 08.10.2015 поступило уведомление обизменении бюджетной росписи на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на участке автомобильной дороги от с.Александровка до с. Бородинка, 16.10.2015 Заказчиком заключен контракт от 16.10.2015 N 2015.24.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что обоснованием Заказчиком закупки у единственного исполнителя является нецелесообразность проведения конкурентных способов закупки, в связи с необходимостью незамедлительного начала работ. Вместе с тем, период времени между составлением акта обследования поврежденного объекта и заключением контракта составляет 3,5 месяца (114 календарных дней), что указывает на имевшуюся у Заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, заключившего государственный контракт на выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ на участке автомобильной дороги отс. Александровка до с. Бородинка, разрушенном в результате паводка, без проведения конкурентных процедур, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 01.03.2016 N П-33/16).
3. По вопросу размещения в единой информационной системе информации об изменении, исполнении контракта.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении закупок.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия установила следующее.
Часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе устанавливает, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещены на Официальном сайте следующие сведения:
- 22.07.2015 о контракте от 02.07.2016;
- 25.08.2015 об акте от 30.06.2015 N 1 сдачи-приемки исполненных обязательств по государственному контракту от 02.07.2015;
- 22.07.2015 о контракте от 24.06.2015;
- 04.12.2015 о дополнительном соглашении от 15.10.2015 N 1 к контракту от 24.06.2015;
- 09.12.2015 об акте от 27.11.2015 N 1 о приеме - передаче локального комплекса видеотрансляции к государственному контракту от 24.06.2015.
Таким образом, вышеуказанные сведения размещены на Официальном сайте с нарушением регламентированного срока, что нарушает часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП.
Штраф за нарушение сроков по размещению указанной информации предусмотрен в размере 20 тысяч рублей.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 22.03.2016 N П-45/16)
4. По вопросу установления требований к участнику закупки.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации на строительство.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона N 2 от 03.03.2016 N 80-АЭФ заявки участников Аукциона N 2, N 7 признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе N 2, в связи с непредоставлением действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.
Согласно с пункту 28 Информационной карты документации об Аукционе N 1, N 2 к участникам закупок установлено следующее требование: " - для физического лица, осуществляющего кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя: наличие действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера; - для юридического лица: наличие не менее двух действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров и трудовых договоров кадастровых инженеров с данным юридическим лицом".
Учитывая вышеизложенное Заказчиком в документации об Аукционе N 1, N 2 установлены требования не к участникам закупки, а к сотрудникам участников закупок, что не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе N 1, N 2 требование к участникам закупки, не предусмотренное положениями Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В этой связи действия аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия), принявшей неправомерное решение о признании заявок на участие в Аукционе с номерами 2, 7 несоответствующими требованиям документации об Аукционе N 2 является необоснованным.
Вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 29.03.2016 N П-51/16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России подготовила обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Предметом обзора стали обращения по вопросам установления в числе требований к участникам закупки запрета закупок у турецких компаний, оформления приложения к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, выбора способа закупки у единственного исполнителя, а также размещения в ЕИС информации об изменении, исполнении контракта.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.