1. Об ограничении количества участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу на положения документации о закупке, в том числе об ограничении количества участников закупки.
Комиссией установлено, что требуется оказание услуг связи по собственному волоконно-оптическому кабелю, проложенному до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях заказчика. При этом указанный волоконно-оптический кабель связывает оконечное оборудование заказчика и АТС местного оператора связи.
Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи ограничивает иных участников закупки в возможности исполнения указанных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС указанного оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием Заказчика.
При проведении внеплановой проверки также установлено, что в документации при ее размещении в ЕИС не установлены требования к участникам, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 16.03.2016 N К-319/16
(номер извещения 0173100006016000005)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования, ограничивающие количество участников закупки.
2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации
об Аукционе установлен срок оплаты оказанных услуг, не соответствующий положениям Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе излишней лицензии на услуги местной телефонной связи.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией
об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 743 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 14.03.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из доводов жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено неправомерное требование к способу прокладки линии связи, а именно - по собственному волоконно-оптическому кабелю, находящемуся на балансе Заказчика до места установки оконечного (пользовательского) оборудования.
Пунктом 1 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "Предоставление Заказчику доступа к услугам междугородной и международной телефонной связи (Услуги), с организацией 60 (шестидесяти) соединительных линий (2-х цифровых потоков Е1 (интерфейс G.703) по собственному волоконно-оптическому кабелю проложенному до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях Государственного заказчика по адресам: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 18/9; г. Москва, ул. Мещанская, д. 17, стр. 1".
Согласно пояснениям, представленным на рассмотрение Комиссии представителями Заказчика, в зданиях Заказчика имеется собственный волоконно-оптический кабель, связывающий оконечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи.
Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи ограничивает иных участников закупки в возможности исполнения указанных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС указанного оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием Заказчика.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность требования об оказании услуг связи, являющихся предметом Аукциона, путем присоединения к волоконно-оптическому кабелю, связывающему конечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участником закупки может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация".
Согласно пункту 2.4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе, оплата оказанных услуг осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта о сдачи-приемки товара, предоставления счета, счета-фактуры.
Представители Заказчика пояснили, что 20 рабочим дням, с учетом того, что они равны 4 календарным неделям, соответствует значение - 28 календарных дней. Таким образом, по мнению Заказчика, требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчиком соблюдено.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Участник должен иметь лицензию на услуги междугородней и международной связи или лицензию на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа".
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является организация доступа к услуге местной и внутризоновой телефонной связи для нужд.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участники закупки вправе самостоятельно выбрать, какую лицензию представить Заказчику для подтверждения соответствия требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное требование о представлении лицензий ограничивает возможность участия в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия, рассмотрев документацию об Аукционе, установила, что указанная документация неправомерно не содержала ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением N 1457.
Вместе с тем, вышеуказанное несоответствие документации об Аукционе требованиям Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устранено Заказчиком путем публикации 02.03.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе, в связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 11 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Разъяснения положений Документации об аукционе предоставляются Заказчиком с момента размещения Извещения о проведении аукциона, в течение двух дней со дня поступления указанного запроса, если запрос о предоставлении разъяснений поступил не позднее, чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки относительно организации доступа к услугам связи с использованием собственного волоконно-оптического кабеля Заказчика, признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения соответствующих изменений в документацию о закупке.
2. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что закупка неправомерно осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что объект закупки состоит из строительства транспортной развязки, являющейся искусственным дорожным сооружением, и иных автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком, Уполномоченным органом, объекта закупки, помимо работ по строительству искусственных дорожных сооружений, также предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 ОКПД, Комиссия пришла к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Также выявлены нарушения в установленном порядке оценки заявок. Выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 22.03.2016 N К-418/16
(номер извещения 0148200005416000075)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в выборе неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме конкурса с ограниченным участием.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 559 331 202,73 рубля;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 13.04.2016.
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2005 N 99 (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для выбора указанного способа определения подрядчика.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение строительных работ по объекту: строительство проектируемой улицы N1 "Большое кольцо" ("Западный объезд г. Сергиев Посад") (1,2,3 этап)". "Строительство проектируемой улицы N1 "Большое кольцо" ("Западный объезд г. Сергиев Посад") (2 этап).
Как установлено Комиссией, объект закупки состоит из строительства транспортной развязки, являющейся искусственным дорожным сооружением, и иных автомобильных дорог.
При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что стоимость выполнения работ по строительству искусственных дорожных сооружений составляет около одной трети от начальной (максимальной) цены контракта, остальную часть составляют иные работы.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком, Уполномоченным органом, объекта закупки, помимо работ по строительству искусственных дорожных сооружений, предполагается осуществление работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом выбран способ закупки как конкурс с ограниченным участием к участникам закупки установлены требования в соответствии с Постановлением.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются следующие требования о:
1) наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
2) о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Вместе с тем, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: цена контракта (в денежных единицах) (значимость критерия: 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия: 40%).
По показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предложение участника закупки должно соответствовать следующим требованиям:
"должно улучшать техническое состояние объекта строительства и как следствие, увеличивать срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта; Порядок оценки осуществляется в соответствии с п.20 и п.26 Правил. Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
Если участником ни по одному из видов работ из исчерпывающего перечня указанного в столбце 2 Таблицы 1, не представлено предложение(я) и в отношении материала(ов) и в отношении технологии(ий), или ни по одному из видов работ к оценке не приняты предложение(я) и в отношении материала(ов) и в отношении технологии(ий) в следствии того, что они признаны не соответствующими требованиям, предъявляемым к этим предложениям, присваивается 0 баллов.
Предложению участника, содержащему предложения и в отношении материала(ов) и в отношении технологии(ий) в отношении 1-ого вида работ, исчерпывающий перечень которых указан в столбце 2 Таблицы 1, и которые признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к этим предложениям и все представленные предложения в отношении данных видов работ признаны улучшающими техническое состояние объекта строительства и как следствие, увеличивают срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта присваивается 10 баллов.
Предложению участника, содержащему предложения и в отношении материала(ов) и в отношении технологии(ий) по каждому из 2-х видов работ, исчерпывающий перечень которых указан в столбце 2 Таблицы 1, и которые признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к этим предложениям и все представленные предложения в отношении данных видов работ признаны улучшающими техническое состояние объекта строительства и как следствие, увеличивают срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта присваивается 20 баллов." и т.д.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить в каком случае представленные предложения участников закупки в отношении данных видов работ признаются улучшающими техническое состояние объекта строительства, подлежащие оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 24, частей 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. О рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что конкурсной комиссией допущены нарушения при вскрытии, рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что конкурсной комиссией нарушены требования Закона о контрактной системе при составлении протоколов вскрытия заявок, рассмотрения и оценки заявок. Кроме того, установлено, что порядок оценки содержит нарушение, однако оно не повлияло на результат закупки, поскольку всем участникам присвоено равное количество баллов по показателю оценки, содержащему нарушение.
Выдано предписание о составлении надлежащих протоколов и проведении процедуры оценки заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.03.2016 N К-287/16
(номер извещения 0173100010816000005)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в протоколе вскрытия конвертов с заявками участников закупки, не соответствует информации содержащейся в заявке Заявителя.
2. Информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в протоколе рассмотрения и оценки заявок участников закупки, не соответствует информации содержащейся в заявке Заявителя.
3. Конкурсная комиссия неправомерно присвоила заявке Заявителя на участие в конкурсе 0 баллов по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки".
4. Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку ООО "***" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку в заявке указанного участника Конкурса отсутствовала копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.01.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 800 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 09.03.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, Информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в протоколе вскрытия конвертов с заявками участников закупки, не соответствует информации содержащейся в заявке Заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в некоторых заявках участников Конкурса, в том числе Заявителя, не была отражена следующая информация:
- о количестве контрактов, подтверждающих наличие опыта участника по успешному выполнению работ соответствующих предмету закупки;
- об общей сумме, на которую выполнены указанные контракты;
- о количестве лет по успешному выполнению работ по предмету закупки, подтверждающих деловую репутацию участников закупки.
Таким образом, указанные сведения были отражены в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 19.02.2016 N ПВК1 (далее - Протокол вскрытия) на основании самостоятельных расчетов Конкурсной комиссии.
В отношении неверно указанного в Протоколе вскрытия ценового предложения Заявителя, представители Заказчика сообщили, что указанное несоответствие является технической ошибкой.
На заседании Комиссии установлено, что сведения о наличии опыта и деловой репутации Заявителя, в том числе, о количестве контрактов, подтверждающих наличие опыта участника по успешному выполнению работ, соответствующих предмету закупки; об общей сумме, на которую выполнены указанные контракты; о количестве лет по успешному выполнению работ по предмету закупки, подтверждающих деловую репутацию участников закупки отражены в приложении N 3 к заявке Заявителя.
При этом Комиссией установлено, информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в Протоколе вскрытия, не соответствует информации, содержащейся в заявке Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Протокол вскрытия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, составившей Протокол вскрытия, содержащий неверную информацию, нарушают часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в протоколе рассмотрения и оценки заявок участников закупки, не соответствует информации содержащейся в заявке Заявителя. Кроме того, в протоколе рассмотрения и оценки заявок участников закупки допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании в пункте 4.2 указанного протокола, лица, не принимавшего участия в Конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе, следующая информация:
- информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
- порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
- присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
- принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров.
Комиссией установлено, что информация о ценовом предложении, опыте работы и деловой репутации Заявителя, отраженная в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 24.02.2016 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки), не соответствует информации содержащейся в заявке Заявителя. Кроме того, в Протоколе рассмотрения и оценки содержится информация о лице, не принимавшем участия в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Протокол рассмотрения и оценки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, составившей Протокол рассмотрения и оценки, содержащий недостоверную информацию, нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что при рассмотрении и оценке заявки Заявителя, баллы по стоимостному критерию оценки "Цена контракта" были начислены на основании ценового предложения Заявителя, которое было отражено в Протоколе рассмотрения и оценки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки установленный Конкурсной документацией, поскольку при рассмотрении и оценке заявки Заявителя баллы начислялись на основании недостоверных сведений, что повлекло ненадлежащее начисление баллов заявке Заявителя на участие в Конкурсе по стоимостному показателю оценки "Цена контракта".
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в нарушении порядка оценки заявок, установленного Конкурсной документацией, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно присвоила заявке Заявителя на участие в конкурсе 0 баллов по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки".
В соответствии с частью 1 стать 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию. При этом, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что в Заявке заявителя представлены копии первых и последних страниц выполненных контрактов за период с 2010 по 2016 года, а также копии актов выполненных работ по указанным контрактам, с указанием их реестровых номеров. При этом, учитывая большой объем документов, подтверждающих квалификацию Заявителя, полный комплект указанных документов был приложен в заявке на электронном носителе, который был в конверте вшитом в заявку Заявителя.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" раздела 3 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в Конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации (часть II "Информационная карта"). При этом участник Конкурса подает в письменной форме заявку на участие в Конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Кроме того, согласно пункту 24 части II "Информационная карта" Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна быть подготовлена в соответствии с разделом 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе", и должна содержать, в том числе, подтверждение квалификации участника закупки. Таким образом, подача заявок в электронной форме Конкурсной документацией не предусмотрена, в связи с чем, представленная в заявке Заявителя информация на электронном носителе Конкурсной комиссией не рассматривалась.
Согласно пункту 12.1 приложения N 1 к информационной карте показатель квалификации участника определяется исходя из заявленных в заявке участником сведений о стоимости выполненных работ с приложением копий ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним, копий актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Количество предоставленных участником договоров (контрактов) не ограничивается.
Непредставление информации по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.
Комиссия, заслушав пояснения сторон, приходит к выводу о том, что информация, представленная в заявке Заявителя на участие в Конкурсе в качестве подтверждения квалификации Заявителя, предоставлена Заявителем не в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в присвоении заявке Заявителя 0 баллов по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку ООО "***" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку в заявке указанного участника Конкурса отсутствовала копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса к участникам закупки установлены, в том числе, следующие требования:
"Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) дополнительная информация к требованию отсутствует".
Согласно пункту 12 части II "Информационная карта" Конкурсной документации, требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона) не установлены.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно пункту 24 "Документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" части II "Информационная карта" Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, пунктом 12 настоящей Информационной карты, или копии таких документов (копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну)2.
2В случае если данные требования установлены, в данном пункте Информационной карты указывается также перечень документов, копии которых представляются в составе заявки для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона), например: " а именно:
- копия выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к соответствующим видам работ по строительству, реконструкции
и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- копия действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что извещением о проведении Конкурса, а также руководствуясь сноской "2" к пункту 24 части II "Информационная карта" Конкурсной документацией Заказчик не установил требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, в связи с отсутствием указанной лицензии, заявка ООО "***" не подлежала отклонению.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны представить участники закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, в качестве подтверждения своего соответствия требованиям Конкурсной документации, что нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия приходит к выводу о том, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявок не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию ни одной заявки участников Конкурса отклонено не было.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в признании заявки ООО "***" соответствующей требованиям Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения и оценки, размещенный на Официальном сайте, не содержит предусмотренных Законом о контрактной системе приложений с информацией о предложениях участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол рассмотрения и оценки без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
"Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения в отношении объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки:
-по порядку и методологии выполнения работы;
- по разработке дизайн-макета ФГИС "Учет нотариусов";
- по описанию дополнительных предложений участника закупки по увеличению состава выполняемой работы.
А) порядок и методология выполнения работы: от 0 до 40 баллов
Конкурсной комиссией оценивается степень проработанности участником конкурса предложений по порядку и методологии выполнения работ, конкретных решений для достижения наилучшего результата.
В связи с невозможностью установления зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями участниками закупки устанавливается следующая шкала оценок:
Максимальное количество баллов по показателю - 40 баллов, присуждается заявке на участие в конкурсе, которая содержит предложения по порядку и методологии выполнения работ, по достижению решений, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий, ходе их реализации и содержит предложения по достижению конкретных технологических решений, представленных в Разделе IV "Технические требования", а также по ожидаемым результатам с обоснованием их реализуемости;
10 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, которая содержит предложения по порядку и методологии выполнения работ, по достижению решений, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий, ходе их реализации, но не содержит предложений по достижению технологических решений, представленных в Разделе IV "Технические требования", а также по ожидаемым результатам с обоснованием их реализуемости;
0 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, которая не содержит сведения по порядку и методологии выполнения работ, соответствующие п. 4.2 Раздела IV "Технические требования".
В) дополнительные предложения участника закупки по увеличению состава выполняемой работы от 0 до 20 баллов
Максимальное количество баллов - 20 баллов присуждается заявке на участие в конкурсе с максимальным количеством предложений по увеличению состава выполняемых работ, соответствующих пп. 4.2 Раздела IV "Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание".
0 баллов- присуждается заявке на участие в конкурсе не содержит предложений по увеличению состава выполняемых работ в соответствии с пп. 4.2, 5 Раздела IV "Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку для каждого показателя (пункты "А", "Б", "В" указанного показателя) не установлена его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка.
Также, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки по пункту "А" указанного показателя, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки.
Кроме того, в связи с тем, что по пункту "В" указанного показателя предполагается количественная оценка, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки по указанному пункту показателя не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации, не установлена формула (шкала) расчета количества баллов, в соответствии с которой будет производиться оценка от 0 до 20 баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку всем участникам закупки по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено максимальное количество баллов.
7. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктами 24, 25 части II "Информационная карта", пунктом 13 формы 1 части III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" Конкурсной документации установлено, что в составе заявки, в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка, или заверенным банком копии этого платежного поручения.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части составления Протокола вскрытия и Протокола рассмотрения и оценки, содержащих недостоверную информацию, признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения части 6 статьи 52, частей 5, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о составлении надлежащих протоколов и проведении процедуры оценки заявок на участие в конкурсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены практические вопросы контрактной системы в сфере закупок, касающиеся ограничения количества участников закупки, выбора способа определения поставщика и рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Так, комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок была рассмотрена жалоба на положения документации о закупке. Требовалось оказание услуг связи по собственному волоконно-оптическому кабелю, проложенному до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях заказчика. При этом указанный кабель связывал оконечное оборудование заказчика и АТС местного оператора связи.
Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи признано ограничивающим иных участников закупки в возможности исполнения названных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС этого оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием заказчика.
ФАС России признано неправомерным проведение конкурса с ограниченным участием при закупке работ по строительству искусственных дорожных сооружений, поскольку в объект закупки помимо названных работ были включены работы по строительству иных автодорог.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.