Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТК" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию доступа к услуге междугородной и международной телефонной связи для нужд Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) (номер извещения 0173100006016000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены избыточные требования, ограничивающие количество участников закупки.
2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлен срок оплаты оказанных услуг, не соответствующий положениям Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе излишней лицензии на услуги местной телефонной связи.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 743 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 14.03.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из доводов жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено неправомерное требование к способу прокладки линии связи, а именно - по собственному волоконно-оптическому кабелю, находящемуся на балансе Заказчика до места установки оконечного (пользовательского) оборудования.
Пунктом 1 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование: "Предоставление Заказчику доступа к услугам междугородной и международной телефонной связи (Услуги), с организацией 60 (шестидесяти) соединительных линий (2-х цифровых потоков Е1 (интерфейс G.703) по собственному волоконно-оптическому кабелю проложенному до мест установки оконечного (пользовательского) оборудования, расположенного в административных зданиях Государственного заказчика по адресам: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 18/9; г. Москва, ул. Мещанская, д. 17, стр. 1".
Согласно пояснениям, представленным на рассмотрение Комиссии представителями Заказчика, в зданиях Заказчика имеется собственный волоконно-оптический кабель, связывающий оконечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи.
Указанное требование к схеме организации междугородной и международной телефонной связи ограничивает иных участников закупки в возможности исполнения указанных условий, кроме местного оператора связи, поскольку АТС указанного оператора уже связана волоконно-оптическим кабелем с оконечным оборудованием Заказчика.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность требования об оказании услуг связи, являющихся предметом Аукциона, путем присоединения к волоконно-оптическому кабелю, связывающему конечное оборудование Заказчика и АТС местного оператора связи, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Участником закупки может быть только субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация".
Согласно пункту 2.4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе, оплата оказанных услуг осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами Акта о сдачи-приемки товара, предоставления счета, счета-фактуры.
Представители Заказчика пояснили, что 20 рабочим дням, с учетом того, что они равны 4 календарным неделям, соответствует значение - 28 календарных дней. Таким образом, по мнению Заказчика, требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчиком соблюдено.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе установлено следующее: "Участник должен иметь лицензию на услуги междугородней и международной связи или лицензию на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа".
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является организация доступа к услуге местной и внутризоновой телефонной связи для нужд.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участники закупки вправе самостоятельно выбрать, какую лицензию представить Заказчику для подтверждения соответствия требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное требование о представлении лицензий ограничивает возможность участия в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия, рассмотрев документацию об Аукционе, установила, что указанная документация неправомерно не содержала ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением N 1457.
Вместе с тем, вышеуказанное несоответствие документации об Аукционе требованиям Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устранено Заказчиком путем публикации 02.03.2016 на Официальном сайте изменений в документацию об Аукционе, в связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 11 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Разъяснения положений Документации об аукционе предоставляются Заказчиком с момента размещения Извещения о проведении аукциона, в течение двух дней со дня поступления указанного запроса, если запрос о предоставлении разъяснений поступил не позднее, чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТК" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки относительно организации доступа к услугам связи с использованием собственного волоконно-оптического кабеля Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.03.2016 по делу N К-319/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2016 г. N К-319/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был