1. Заказчик должен представить все документы, касающиеся обжалуемой закупки, при рассмотрении жалобы, в контролирующий орган.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы
В соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке
Вместе с тем, в нарушение требований Закона контрактной системе Заказчиком, Уполномоченным органом не представлены на заседание Комиссии запрошенные документы.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не представивших на заседание Комиссии запрошенные документы, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Согласно части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы
В соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке
Вместе с тем, в нарушение требований Закона контрактной системе Заказчиком Управлением государственных закупок Тюменской области не представлены на заседание Комиссии запрошенные документы.
Таким образом, действия Заявителя, не представившего на заседание Комиссии запрошенные документы, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Довод Управления государственных закупок Тюменской области о том, что Ответчиком допущены процессуальные нарушения при рассмотрении жалобы, а именно ООО "Спецстрой" не извещено о рассмотрении жалобы надлежащим образом отклоняются судом.
Суд установил, что Федеральная антимонопольная служба известила Заявителя о дате и времени рассмотрения жалобы по телефону должностного лица, указанном в документации о закупке.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", основанием для признания решений или действий государственного органа незаконными может являться лишь такое нарушение процедуры их принятия либо совершения, которое повлекло за собой нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено такое решение либо совершены такие действия.
Суд установил, что Заявитель не был лишен возможности участвовать в рассмотрении поданной жалобы, представлять запрашиваемые документы для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Комиссии принято с соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2016 г. по делу N А40-205967/2015-149-1727)
2. Заказчик вправе описывать объект закупки, используя технические условия, только в случае, если такие технические условия размещены в общем доступе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссии Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 23.07.2015 N 017-1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с "несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе, а именно: - по позициям "Медаль "За отличие в службе" 1, 2, 3 степени и бланк удостоверения" указано, что товар будет соответствовать требованиям ТУ 9675-203-08836809-2013. Требовалось - ТУ 9675-203-08836809-2013, изв.1".
Пунктом 9 документации об Аукционе установлены требования о соответствии техническим условиям товара, а именно:
Медаль "За отличие в службе" 1 степени и бланк удостоверения ТУ 9675-203-08836809-2013, изв.1
Медаль "За отличие в службе" 2 степени и бланк удостоверения ТУ 9675-203-08836809-2013, изв.1
Медаль "За отличие в службе" 3 степени и бланк удостоверения ТУ 9675-203-08836809-2013, изв.1
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что указанные в документации об Аукционе технические условия не размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, отсутствуют в общем доступе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит конкретные характеристики объекта закупки, что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика не установившего должным образом описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Один из участников закупки не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Документация об Аукционе не содержит указанные технические условия. Таким образом, действия Заказчика не установившего должным образом описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании изложенного, отказ Аукционной комиссии в допуске ООО "РубинХолл" на участие в Аукционе нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя об отсутствии в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2016 г. по делу N А40-176540/2015-2-1222)
3. При проведении конкурса с ограниченным участием заказчик должен установить в документации требование о представлении в составе заявки участника закупки контракте соответствующего предмету закупки по виду работ, требующихся для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям.
Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Также, в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление).
В соответствии с приложением N 2 к Постановлению при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.
При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о поведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению.
Согласно пункту 2.1.1 раздела 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" части II "Специальная часть. Инструкция участникам" участник Конкурса должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
1 Под соответствующими работами в рамках настоящего конкурса признаются работы по строительству объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, довод Заявителя, о том что в Извещении, Конкурсной документации не установлен соответствующий предмету закупки вид работ, на выполнение которых требуется наличие контракта для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям, установленным Конкурсной документацией, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего надлежащее сопоставление опыта участников, не соответствуют требованиям части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
При этом согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом предквалификационного отбора участников закупки для участия в конкурсе с ограниченным участием от 17.09.2015 N 017-2 для участия в Конкурсе допущена 1 (одна) заявка, Конкурс признан несостоявшимся, а также, что в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе от 22.09.2015 N 017-3 заявка единственного участника признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе от 22.09.2015 N 017-3 размещен на Официальном сайте 22.09.2015.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт от 23.09.2015 N К-2015.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен срок заключения контракта, что является нарушением части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении срока заключения контракта, нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В соответствии с приложением N 2 к Постановлению при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.
При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о поведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению.
Согласно пункту 2.1.1 раздела 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" части II "Специальная часть. Инструкция участникам" участник Конкурса должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи 8 заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Под соответствующими работами в рамках настоящего конкурса признаются работы по строительству объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, довод заявителя, о том что в извещении, Конкурсной документации не установлен соответствующий предмету закупки вид работ, на выполнение которых требуется наличие контракта для подтверждения участниками закупки соответствия дополнительным требованиям, установленным Конкурсной документацией является несостоятельным.
Вместе с тем, установлено, что в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование о подтверждении участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Довод заявителя о том, что данное требование установлено подпунктом 2.1.1 пункта 2 раздела 4 "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона" части 11 Специальная часть. Инструкция участникам" Конкурсной документации является несостоятельным и не соответствует материалам дела, в связи со следующим.
В соответствии с указанным выше пунктом, в Конкурсной документации содержится следующее требование: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Под соответствующими работами в рамках настоящего конкурса признаются работы по строительству объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Вместе с тем, из указанного установленного требования не представляется возможным определить соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению, путём предоставления опыта выполнения работ в отношении искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего надлежащее сопоставление опыта участников, не соответствует требованиям части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2016 г. по делу N А40-234104/2015-94-1960)
4. Заказчик в документации о закупке не вправе требовать указание конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении товаров.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Инструкции установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Приложением N 7 к ТЗ документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
Также Приложением N 7 к ТЗ документации об Аукционе указан перечень нормативных документов, распространяющихся на группы товаров: "в данном списке представлены нормативные документы, которые необходимо учитывать при подготовке заявки к данным торгам - ГОСТ 9410-78, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 29322-92 , ГОСТ 10178-85, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 11068-81, ГОСТ 12816-80, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 14918-80, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19903-74, ГОСТ 20477-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 3134-78, ГОСТ 32548-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 481-80 , ГОСТ 5306-83, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6564-84, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 6997-77, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ Р 32389-2013, ГОСТ Р 52087-2003, СНИП 82-02-95, ГОСТ 53961-2010".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Приложение N 7 к ТЗ документации об Аукционе, не содержат требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Приложению N 7 к ТЗ документации об Аукционе к товарам установлены следующие требования, в том числе, например: Пропан-бутан - Объемная доля жидкого остатка при +20°С: не более 1,6%; Массовая доля меркаптановой серы: не более 0,013%; Массовая доля сероводорода: не более 0,003%; Содержание свободной воды и щелочи: должны отсутствовать; Интенсивность запаха: не менее 3 баллов; уайт-спирит- Массовая доля общей серы: менее 0,025%; Фракционный состав - остаток в колбе: менее 2%; кислород технический газооборазный - Объемная доля кислорода: не менее 99,5%; Объемная доля водорода: от 0,3% до 0,5%; Объемная доля кислорода в рабочих помещениях: не более 23%; Объемная доля водяных паров: не более 0,009% и др.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 7.1.47 проекта контракта документации об Аукционе подрядчик принимает на себя обязательства: "привлечь к исполнению контракта организации, указанные в ч. 5 ст. 30 Закона о КС (далее - Организации, Организация), путем заключения с Организациями договоров, направленных на исполнение обязательств по настоящему контракту, на сумму не менее 10% от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, оставил решение ФАС России в силе.
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2016 г. по делу N А40-215004/2015-144-1852)
5. Выставляя в документации о закупке требования к товару, заказчик должен установить требования к значению показателя и инструкцию о представлению соответствующей информации в составе заявки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку моющих и дезинфицирующих средств для санитарного обслуживания объектов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 26.11.2015 N 1338/3/ЭА/1 участнику закупки с порядковым номером заявки 17 (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе представлена информация, несоответствующая требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 2.1 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (в том числе максимальные и (или) минимальные значения характеристик товара)" приложения N 2 к документации об Аукционе установлено следующее:
"1. Моющее средство:
Моющее средство должно соответствовать ГОСТ Р 51696-2000. Массовая доля анионных поверхностно-активных веществ (аПАВ) в средстве, содержащих аПАВ, %: не более тридцати пяти или массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (нПАВ) в средстве, содержащих нПАВ, %: должна быть не более сорока пяти;
Показатель активности водородных ионов (рН) средства или водного раствора средства с массовой долей один процент, рН: должен быть не менее трех и не более одиннадцати с половиной".
При этом согласно пункту 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе, показатели значений не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать следующих слов (с учетом всех форм): "не более", "не менее", "или", "либо", "превышает", "не превышает" (за исключением случаев, установленных настоящей документацией), "может", "не выше", "должен", "должен быть" и т.п., то есть должны быть конкретными, кроме случаев отдельно указанных настоящей инструкцией. Под неконкретными показателями понимаются показатели значений, которые указываются с теми же словами и знаками, сопровождающими числовые значения, а также значения, имеющие варианты выбора, которые установлены в наименовании и описании объекта закупки.
Значения показателей, "аПАВ" и "нПАВ" являются неконкретными неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующее: "1. Моющее средство: массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (нПАВ) в средстве, содержащих нПАВ, %: должна быть не более сорока пяти", что не соответствует требованиям пункта 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 26.11.2015 N 1338/3/ЭА/1 участникам Аукциона с порядковыми номерами заявок 4, 5, 11, 15 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в указанных заявках на участие в Аукционе представлена информация, несоответствующая требованиям документации об Аукционе, а именно:
"В соответствии с таблице 1 ГОСТ Р 51696-2000 (Товары бытовой химии. Общие технические требования.) наименование показателя называется "Показатель активности водородных ионов (рН) средства или водного раствора средства с массовой долей 1%, рН:".
Таким образом, участник электронного аукциона представил в заявке информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе, а также не представил показатель активности водородных ионов (рН) средства".
Изучив первые части заявок участников Аукциона с порядковыми номерами заявок 4, 5, 11, 15, представленные представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявки содержат следующее:
Заявка N 4:
"Показатель активности водородных ионов (рН) водного раствора средства с массовой долей один процент, pH: десять".
Заявка N 5:
"Показатель активности водородных ионов (рН) водного раствора средства с массовой долей один процент, pH: десять".
Заявка N 11:
"Показатель активности водородных ионов (рН) средства: 7".
Заявка N 15:
"Показатель активности водородных ионов (рН) водного раствора средства с массовой долей один процент, рН: семь с половиной".
Также, на заседании Комиссии представитель Заявителя представил экспертное заключение ООО "Бытхим-2" от 02.12.2015 N СТ-19 на запрос Заявителя от 27.11.2015 N 27/11/15 которым установлено, что метод определения показателя активности водородных ионов (pH) установлен ГОСТ 32385 - 2013.
В соответствии с пунктами 5.1 "Отбор проб", 6 "Выполнение измерений" ГОСТ 32385 - 2013 для измерения используют само средство или его водный раствор, или водную вытяжку с массовой долей 1% в соответствии с требованиями технической документации на средство. Таким образом, если документация на средство предусматривает определение этого показателя в водном растворе с массовой долей 1%, значение результата указанное в заявке Заявителя указано верно и соответствует требованиям стандарта.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявки участников Аукциона с порядковыми номерами заявок 4, 5, 11, 15 соответствуют требованиям документации об Аукционе, ввиду наличия в них информации, в том числе о показателе активности водородных ионов (рН) в моющем средстве.
Также, Комиссией установлено, что значение показателей, по вышеуказанной характеристике поставляемого товара, указанные в заявках участников Аукциона с порядковыми номерами заявок 4, 5, 11, 15, соответствуют требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, из положений документации об Аукционе невозможно сделать однозначный вывод о том, какие именно слова относятся к наименованию показателя, а какие к его значению.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам Аукциона с порядковыми номерами 4, 5, 11, 15 в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приложением к наименованию и описанию объекта закупки к документации об Аукционе установлено:
"Перечни ингредиентов и сведения о количественном и качественном составе синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, которые в соответствии с едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями предоставляются потребителю:
2-(4-Тертбутилбензил) пропиональдегид (%), 3-Метил-4-(2, 6, 6-три-метил-2-циклогексен-1-ил)-3-бутен-2-он (%), d-Лимонен (%), Алифатические углеводороды (%), Амилкоричный спирт (%), Амилциннамаль (%), Амфотерные поверхностно-активные вещества (%), Анионные поверхностно-активные вещества (%), Анисовый спирт (%), Ароматизирующие добавки (%), Ароматических углеводородов (%), Бензил циннамат (%), Бензилбензоат (%), Бензиловый спирт (%), Бензилсалицилат (%), Галогенированные углеводороды (%), Гексилкоричный альдегид (%), Гераниол (%), Гидроксиметилпентилциклогексенкарбоксиальдегид (%), Гидроксицитронеллаль (%), Дезинфицирующие вещества (%), Древесного мха экстракт (%), Дубового мха экстракт (%), Изоэвгенол (%), Катионные поверхностно-активные вещества (%), Консерванты (%), Коричный спирт (%), Кумарин (%), Линалоол (%), Метилгептинкарбонат (%), Мыло (соли жирных кислот) (%), Неионогенные поверхностно-активные вещества (%), Нитрилотриуксусная кислота и ее соли (%), Оптические отбеливатели (%), Отбеливающие вещества на основе кислорода (%), Отбеливающие вещества на основе хлора (%), Парадихлорбензол (%), Поликарбоксилаты (%), Соляная кислота (%), Фарнезол (%), Фенолы и галогенированные фенолы (%), Фосфаты (%), Фосфонаты (%), Цеолиты (%), Циннамаль (%), Цитраль (%), Цитронеллол (%), Щавелевая кислота (%), Эвгенол (%), Энзимы (%), Этилендиаминтетрауксусная кислота и ее соли (%)."
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В связи с вышеизложенным суд не может согласиться с выводом заявителя о подтверждении заказчиком в ответе на указанный запрос того, что слово "должен" является частью неизменяемого значения.
Руководствуясь письмом ООО "Бытхим-2" от 02.12.2015 N СТ-19, Комиссией ФАС России был сделан вывод о неправомерном отказе в допуске первым частям заявок участников закупки (порядковые NN 4, 5, 11, 15), в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика было установлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание о повторном рассмотрении первых частей заявок на участие Аукционе с учетом принятого ФАС России решения. Указанное подтверждается решением ФАС России от 03.12.2015 N К-1673/15 и предписанием от 03.12.2015 N К-1673/15.
Однако, поскольку основание отклонения первой части заявки заявителя комиссией по осуществлению закупок заказчика, а именно: за предоставление информации, не соответствующей требованиям документации по позиции технического задания N 1 "Моющее средство", признано Комиссией ФАС России правомерным, первая часть заявки заявителя отклонена правомерно.
В связи с чем суд не может согласиться с выводом заявителя о том, что на рассмотрении жалобы по существу не было принято во внимание письмо ООО "Бытхим-2" от 02.12.2015 N СТ-19. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2016 г. по делу N А40-2838/2016-94-23)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Заказчик вправе обжаловать закупку в контролирующий орган.
Сообщается, что при этом он должен представить все документы, касающиеся закупки.
Заказчик вправе описывать объект закупки, используя ТУ.
Сообщается, что такие ТУ должны быть размещены в общем доступе.
Заказчик в документации о закупке требует указывать конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров.
Сообщается, что данное требование неправомерно.
Заказчик выставил в документации о закупке требования к товару.
Сообщается, что в таком случае он должен также установить требования к значению соответствующего показателя и инструкцию по представлению соответствующей информации в составе заявки.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.