Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
члена комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ГБОУ "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино": И.В. Силос, Н.В. Волконской, Е.С. Ткаченко,
ГКУ Дирекция ДогМ: А.В. Кравченко,
ООО "ИнвестПроект": С.А. Вербовец,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке прилегающей территории образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (совместная закупка - бюджет 2016 г.) (Закупка N 0373200173916000073) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
в Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/10945 от 22.03.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления требований к работам, которые не предусмотрены нормативными документами, а также установление не правомерных требований к товарам, которые не учтены в обосновании начальной (максимальной) цены контракта;
2) установления неправомерных требований к оборудованию для выполнения работ;
3) установления двух различных инструкций по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что вводит участника закупки в заблуждение;
4) установления противоречивых сведений в аукционной документации и в извещении о проведении закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в п. 8 "Общие требования к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров. Требования по объему гарантий качества. Требования по сроку гарантий качества на результаты размещения заказа" Информационной карты аукционной документации указано: Цена государственного контракта включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг и обязательств по контракту, в том числе: все налоги, пошлины и прочие сборы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, расходы на страхование, а также иные расходы, связанные с исполнением Исполнителем условий контракта, в частности на приобретение противогололедных средств для обработки прилегающей территории.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта выбран тарифный метод.
Ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе установлено, что тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Согласно жалобы Заявителя в качестве обоснования начальной максимальной цены контракта Заказчик использует тарифный метод с определением классов прилегающей территории, согласно Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 26.12.2012 N 05-14-535/2 и применением предельных расценок на работы по механизированной и ручной уборке внутриквартальных проездов и дворовых территорий в летний и зимний периоды, утвержденные распоряжениями Департамента экономической политики и развития г. Москвы N 30-Р и N 31-Р от 21 августа 2014 года.
При этом, в соответствии с распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы N 31-Р от 21 августа 2014 года: Предельные комплексные расценки рассчитаны без учета стоимости противогололедных реагентов.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в частности "Гранитная крошка", "Семена газонных трав (смесь)", "Земля растительная", "Удобрение минеральное", "Краски масляные (готовые к употреблению)", при этом в обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта не учтены вышеуказанные товары, а также в аукционной документации отсутствует объем использования указанных товаров при исполнении государственного контракта, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать ценовое предложение.
Кроме того, в п. 8 "Общие требования к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров. Требования по объему гарантий качества. Требования по сроку гарантий качества на результаты размещения заказа" Информационной карты аукционной документации указано: Исполнитель за счет собственных средств осуществляет: - закупку и посадку в мае, июне и сентябре месяце цветов на площади - однолетников (наименование цветов согласовать с Заказчиком); - закупку и укладку земли (по заявке Заказчика); - закупку и посев семян травы (по заявке Заказчика).
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используются указанные материалы, а также затруднились обосновать необходимость включения в документацию о закупке требований к вышеуказанным материалам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеперечисленным материалам, без указания количества товаров и объема работ, установлены Заказчиком неправомерно, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе может.
Согласно ч. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления принято решение о направлении в Главное контрольное управление города Москвы по подведомственности жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия ГБОУ "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке прилегающей территории образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы (совместная закупка - бюджет 2016 г.) (Закупка N 0373200173916000073) в части довода относительно нарушений, допущенных при формировании обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2) По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Технической части аукционной документации установлено требование к оборудованию для оказания услуг, а именно: - Грабли веерные, оцинкованные; - Мешки для мусора полиэтиленовые; - Черенок для лопат; - Черенок для грабель и метел; - Шланг поливочный ПВХ армированный; - Перчатки резиновые; - Метла круглая; - Совок-ловушка металлический большой; - Движок д/снега; - Скребок; - Ледоруб; - Лопата для снега без черенка; - Тачка садовая; - Веник-метла, что нарушает положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3) П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя в составе аукционной документации установлены две противоречащие друг другу инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, а именно в п. 9 "Требования к качественным характеристикам работ, услуг, к функциональным характеристикам товаров, в том числе подлежащих использованию при выполнении работ, оказании услуг, к безопасности товаров, работ и услуг" Информационной карты аукционной документации указано "знак ",", "\" и знак ";" разделяющий характеристики товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо перечислить все указанные типы или виды, или марок и т.п. товаров (материалов), и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества", при этом в приложении N 4 аукционной документации указано "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символов "точка с запятой", "/", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления изучив представленные материалы приходит к выводу, что в составе аукционной документации установлены две противоречащие друг другу инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4) П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, сведения, указанные в извещении о проведении закупки противоречат сведениям, указанным в аукционной документации, а именно: в соответствии с извещением, закупку осуществляет "Уполномоченное учреждение в качестве организатора совместной закупки Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов" Департамента образования города Москвы", при этом в соответствии с п. 2 Информационной карты документации закупку осуществляет заказчик "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" и "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" и "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 572 "Возможности", при этом уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) не привлекается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что сведения, указанные в извещении о проведении закупки противоречат сведениям, указанным в аукционной документации, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия ГБОУ "Школа N 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 2 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4. Передать материалы дела N 2-57-2445/77-16 от 25.03.2016 по подведомственности в Главное контрольное управление города Москвы.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии |
А.В. Гордуз |
Заместитель Председателя Комиссии |
М.В. Ермакова |
Член Комиссии |
Р.Г. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 25 марта 2016 г. N 2-57-2445/77-16 "По делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок"
Текст решения официально опубликован не был