Основание: пункты 2 и 3 раздела IV протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 14 апреля 2015 г. N 141.
Цель: повышение уровня защищенности объектов от пожаров и чрезвычайных ситуаций при проведении и реализации минимально необходимого количества мероприятий по контролю и мер административного принуждения. Обеспечение результативности проверок и выявляемости нарушений обязательных требований при одновременной реализации режима наибольшего благоприятствования для добросовестных субъектов права, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Задачи: выделение основных видов пожарных рисков (категорирование объектов защиты по классам потенциальной опасности); структурирование рисков по степени значимости; изменение параметров надзорного режима при проведении независимой оценки пожарного риска, подачи декларации пожарной безопасности, реализации иных мероприятий, направленных на снижение рисков; внесение соответствующих изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации; создание информационных систем, предназначенной для ведения реестра объектов контроля; разработка методического обеспечения системы управления рисками, общественное обсуждение разрабатываемых механизмов; обучение и аттестация должностных лиц надзорных органов в рамках внедрения системы управления рисками при планировании проверок.
Ожидаемый результат: снижение количества пожаров, чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также количества проводимых надзорных мероприятий.
Целевые показатели: ежегодное снижение количества пожаров и иных чрезвычайных ситуаций на 1,5-3 процента, их последствий, сопряженных с гибелью людей на 1-2%, совершаемых правонарушений на 2-4%, плановых проверок - на 3-5 процентов.
Виды контроля, по которым внедряется риск-ориентированный подход: исполнение обязательных требований в области гражданской обороны, пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
N |
Мероприятие |
Срок выполнения и ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
Нормативно-правовое и методическое обеспечение
| |||
1. |
Представление в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части категорирования объектов защиты по классам потенциальной опасности видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами |
10 августа 2015 года Разработка проекта нормативного правового акта, устанавливающего принципы планирования надзорных мероприятий |
ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации |
2. |
Представление в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России предложений по исключению осуществления надзорных мероприятий на объектах, на которых заключены договоры о страховании (добровольном) гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара или иной чрезвычайной ситуации |
10 августа 2015 года Оценка эффективности внедрения в модель указанного динамического способа оценки риска |
АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
3. |
Представление в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России методики классификации категорий риска и классов потенциальной опасности для объектов защиты |
10 августа 2015 года Оценка эффективности внедрения в модель указанного статического способа оценки риска |
АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
4. |
Разработка проекта законодательного акта Российской Федерации, направленного на развитие института негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (проект федерального закона) |
10 августа 2015 года Создание благоприятной среды для деятельности добросовестных пожарных аудиторов |
ДНПР, УСПО |
5. |
Разработка проектов законодательных актов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также пожарной безопасности, предусматривающих создание системы оценки рисков причинения вреда и периодичности проверок с учетом уровня рисков (проекты федеральных законов) |
10 августа 2015 года Оптимизация количества надзорных мероприятий |
ДНПР, УСПО |
6. |
Разработка проекта законодательного акта Российской Федерации в области пожарной безопасности, устанавливающего категории объектов, регистрация декларации по которым будет являться основанием для освобождения объектов защиты от проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора (проект федерального закона) |
10 августа 2015 года Сокращение количества проверяемых объектов |
ДНПР, УСПО |
7. |
Разработка проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также пожарной безопасности, определяющих порядок классификации объектов защиты или видов деятельности по классам опасности, с учетом риск-ориентированного подхода (проект постановления Правительства Российской Федерации) |
Не позднее двух месяцев с момента реализации пункта 6 Правовое регулирование процесса оптимального планирования проверок |
ДНПР, УСПО |
8. |
Разработка проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также пожарной безопасности, предусматривающего наделение МЧС России полномочиями по ведению реестра объектов контроля (объектов защиты) (проект постановления Правительства Российской Федерации) |
Не позднее двух месяцев с момента реализации пункта 7 Усовершенствование системы контроля за надлежащим исполнением функции государственного надзора |
ДНПР, УСПО |
9. |
Внесение в Правительство Российской Федерации разработанных проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотренных пунктами 4-8 настоящего Плана |
Не позднее трех месяцев с момента исполнения пунктов 4-8 Принятие нормативных правовых актов и вступление их в силу |
ДНПР, УСПО |
10. |
Разработка проектов изменений в Административные регламенты исполнения государственных функций по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом риск-ориентированного подхода, а также реализации надзорными органами профилактических мероприятий (обучение, инструктажи, проведение занятий по эвакуации, учений, консультирование, информирование, оказание помощи в реализации обязательных требований) в рамках проводимых проверок (приказ МЧС России) |
Не позднее двух месяцев с момента реализации пункта 9 Правовая регламентация деятельности надзорных органов, включая профилактическую их работу на объекте защиты и территориях |
ДНПР, УСПО |
11. |
Разработка Административного регламента по формированию и ведению реестра объектов контроля (объектов защиты, территорий) с учетом их характеристик, категории риска (потенциальной опасности) и сведений о владельце (пользователях) и собственнике (приказ МЧС России) |
Не позднее двух месяцев с момента исполнения пункта 9 Процессуальная регламентация включения и изменения в реестре информации об объектах защиты |
ДНПР, УСПО |
12. |
Разработка методического обеспечения системы управления рисками - разработка и постоянная актуализация профилей риска, алгоритмов анализа и оценки рисков, а также другой методической документации, необходимой для организации и функционирования системы управления рисками причинения вреда с размещением соответствующего проекта на Интернет-портале МЧС России для общественного обсуждения (методические указания) |
10 августа 2015 г. Подготовка методики внедрения модели в пилотных зонах |
ДНПР, УСПО |
13. |
Разработка методики оценки эффективности деятельности надзорных органов МЧС России (приказ МЧС России) |
30 декабря 2015 г. Повышение эффективности работы органов надзора |
ДНПР, УСПО |
14. |
Размещение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, предусмотренных пунктами с 4 по 8 и с 10 по 13 настоящего Плана, на Интернет-портале МЧС России для общественного их обсуждения |
30 декабря 2015 г. Подготовка актов с учетом интересов общественного мнения |
ДНПР, УИН |
Организационно-управленческие решения
| |||
15. |
Формирование рабочей группы по реализации настоящего Плана и контролю за соблюдением сроков исполнения мероприятий (распоряжение МЧС России) с разработкой соответствующего сетевого графика |
В течение 30 дней с момента утверждения Плана Исполнение сроков внедрения новой модели |
ДНПР, УСПО |
16. |
Формирование рабочих групп по реализации настоящего Плана и контролю за соблюдением сроков исполнения мероприятий в территориальных органах (приказы ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) с разработкой соответствующего сетевого графика |
В течение 30 дней с момента утверждения Плана Исполнение сроков внедрения новой модели |
ДНПР, УСПО |
17. |
Выбор пилотных главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации для внедрения риск-ориентированного подхода по осуществлению надзорной деятельности (главные управления МЧС России по Республике Татарстан, Краснодарскому и Пермскому краям, Нижегородской, Ленинградской, Костромской, Ульяновской и Ростовской областям) и проведение Всероссийского установочного совещания |
Август 2015 года Апробация внедрения модели |
ДНПР |
18. |
Формирование ежегодного плана проверок объектов защиты и юридических лиц в соответствии с установленными критериями категорирования видов деятельности и объектов надзора в зависимости от имеющихся статических и динамических рисков, в том числе обеспечение юридическим и физическим лицам возможности подачи заявлений об исключении объекта из плана проверок в связи с изменением класса его опасности, ввиду позитивного изменения динамики рисков (обеспечение права досудебного производства) |
С 10 августа 2015 года Оптимизация количества проверок, исключение неэффективных мероприятий по контролю |
ДНПР, УСПО |
19. |
Реализация "пилотных" проектов по внедрению риск-ориентированного подхода, мониторинг и анализ их реализации с выработкой предложений по совершенствованию деятельности надзорных органов МЧС России с обязательным проведением мониторинга эффективности применения обязательных требований в рамках правоприменительной практики надзорных органов |
1 ноября 2015 года Осуществление с 1 января 2016 г. надзорных функций в пилотных регионах с учетом новой модели |
ДНПР, УСПО |
20. |
Оценка и планирование порядка и источников финансового и ресурсного обеспечения мероприятий по совершенствованию риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорных функций, а также определение порядка оценки состояния подконтрольной среды и уровня соблюдения законодательства в ней |
I квартал 2016 года Минимизация мер административного принуждения и повышение роли профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и их последствий |
ФЭД, ДНПР, УСПО |
Информационно-аналитическое обеспечение
| |||
21. |
Проведение аудита имеющихся информационных систем на предмет наличия функционала, решающего задачи надзорной деятельности, с подготовкой необходимых обоснований об их достаточности либо создании новых информационных программ. |
Апрель 2016 г. Выявление потребности в создании дополнительных функционалов информационных систем |
ДНПР, УСПО |
22. |
Подготовка и направление в территориальные органы Министерства информационных материалов о внедрении риск-ориентированного подхода в деятельность надзорных органов МЧС России |
С 10 августа 2015 года Обеспечение готовности реализации настоящего Плана |
ДНПР, УСПО |
23. |
Создание и введение в эксплуатацию автоматизированной программы учета заключений о соответствии объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска |
30 сентября 2015 года Автоматизация планирования мероприятий |
ДНПР, УСПО, АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
24. |
Определение перечня органов власти, с которыми требуется межведомственное взаимодействие при реализации надзорных функций и при наличии технологической и технической возможности такого сотрудничества выработать требования к форматам электронного взаимодействия |
Май 2016 г. Оперативность реализации государственной функции по надзору |
ДНПР, УСПО |
25. |
Создание автоматизированной информационной системы, предназначенной для ведения реестра объектов контроля (объектов защиты) для целей осуществления государственного контроля (надзора) |
Не позднее шести месяцев с момента исполнения п. 11 Автоматизация планирования мероприятий |
ДНПР, УСПО, АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
26. |
Организация и проведение мероприятий по экспертно-общественному обсуждению разработанных проектов методик внедрения риск-ориентированного подхода и предлагаемых критериев определения категорий риска, перечня объектов повышенной опасности, а также видов деятельности, в отношении которых будет введен особый надзорно-профилактический режим |
С 10 августа 2015 года Сбор предложений о повышении эффективности внедрения риск-ориентированного подхода |
ДНПР, УСПО |
27. |
Создание единого реестра нормативных правовых актов и нормативных документов, требования которых надзорными органами МЧС России подлежат проверкам, с одновременным размещением источников на Интернет-портале МЧС России |
30 октября 2015 г. Открытость и доступность информации о предмете проверок |
ДНПР, УСПО, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
28. |
Размещение на официальном Интернет-портале МЧС России информации о реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и используемых ими объектов контроля (объектов защиты) для целей осуществления государственного контроля (надзора) |
Не позднее 15 дней с момента исполнения пункта 11 Информационный доступ к сведениям о собственниках и владельцах объектов защиты |
ДНПР, УИН |
29. |
Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о контрольно-надзорной деятельности, включая: - положения о видах контроля (надзора) и соответствующие административные регламенты; - руководство по соблюдению обязательных требований (проверочные листы); - информацию о способах получения консультаций и разъяснений по вопросу о соответствии обязательным требованиям; - информацию о формах и методах осуществления государственного и муниципального контроля и надзора; - исчерпывающий перечень запрашиваемой информации при проверках; - информацию о ведомственных системах управления рисками; - обобщенную информацию о правоприменительной практике в подконтрольной сфере |
Декабрь 2015 г. Информационный доступ к сведениям о деятельности надзорных органов Повышение уровня информированности населения Формирование положительного имиджа должностных лиц органов надзора |
УИН, ДНПР |
30. |
Популяризация на интернет-ресурсах МЧС России положительных результатов внедрения риск-ориентированного подхода в организацию надзорно-профилактической работы |
Ежегодно Формирование положительного имиджа надзорных органов |
ДНПР, УСПО, УИН |
Кадровое обеспечение
| |||
31. |
Проведение обучения должностных лиц надзорных органов МЧС России, осуществляющих государственный контроль (надзор) по организации функционирования системы управления рисками причинения вреда |
Не позднее 3 месяцев с момента исполнения пункта 11 Квалифицированное и эффективное осуществление надзорных функций |
ДНПР, ДКП, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации |
32. |
Обеспечение детализации и поддержания в актуальном состоянии квалификационных требований к должностям сотрудников, в должностные обязанности которых входит реализация контрольных (надзорных) функций, с учетом риск-ориентированного подхода |
С 1 января 2016 г., постоянно Скорректированные должностные регламенты государственных гражданских служащих |
ДНПР, УСПО, ОМД, ДКП |
33. |
Проведение в установленном порядке аттестации должностных лиц надзорных органов, с учетом риск-ориентированного подхода при планировании мероприятий по контролю |
С августа 2016 года Ведомственный порядок комплексной оценки эффективности и результативности деятельности инспекторского состава |
ДНПР, УСПО, ДКП, ОМД, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, АГПС МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России |
34. |
Проведение мероприятий по оптимизации кадрового состава структурных подразделений МЧС России и ротация государственных гражданских служащих, реализующих контрольные (надзорные) функции |
1 января 2017 г. Оптимизация функции надзора |
ДНПР, УСПО, ДКП, ОМД |
35. |
Разработка предложения по содержанию типовых дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации инспекторского состава по применению риск-ориентированного подхода |
1 января 2017 г. Оптимизация функции надзора |
ДНПР, УСПО, ДКП, ОМД |
Организация работы по профилактике правонарушений
| |||
36. |
Разработка комплекса профилактических мер, направленных на информирование граждан о соблюдении мер безопасного поведения на производстве и в быту, включение надзорными органами в сроки проверки проведение соответствующих инструктажей и занятий |
С 10 августа 2015 года Повышение уровня культуры безопасности граждан |
ДНПР, УСПО |
37. |
Внедрение в практику мер по информированию органов власти о проведении проверок, по результатам которых выявлены правонарушения, с внесением соответствующих представлений в вышестоящие организации и вышестоящим должностным лицам |
С 10 августа 2015 года Устранение причин и условий, способствовавших правонарушениям |
ДНПР, УСПО |
38. |
Исполнение процедуры планирования проверок с учетом реализации режима "надзорных каникул" субъектам предпринимательской деятельности, не имеющим нарушений обязательных требований |
С 10 августа 2015 года Создание благоприятной среды для деятельности добросовестных предпринимателей |
ДНПР, УСПО |
39. |
Подготовка перечня сезонных профилактических операций, осуществляемых надзорными органами МЧС России, направленных на снижение рисков потенциальной угрозы возникновения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций |
Октябрь 2015 г. Обеспечение взаимодействия всей системы РСЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их последствий |
ДНПР, УСПО |
40. |
Разработка методических (информационных) пособий по реализации обязательных требований в помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включая их информирование о юридической ответственности при совершении соответствующих правонарушений |
С 10 августа 2016 года Популяризация правопорядка при эксплуатации объектов защиты |
ДНПР, УСПО |
41. |
Подготовка программ обучения молодежи, направленных на формирование стереотипов позитивного поведения в подконтрольной сфере |
С 10 августа 2016 года Повышение уровня культуры безопасности |
ДНПР, ДКП |
42. |
Опубликование результатов надзорных мероприятий в реестре проверок в установленном Правительством Российской Федерации порядке |
С 30 июля 2015 года Реализация принципа открытости и прозрачности в работе надзорных органов |
ДНПР, УСПО |
Анализ эффективности внедрения риск-ориентированного подхода при планировании мероприятий по контролю |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
42. |
Оценка эффективности надзорной деятельности территориальных органов МЧС России по результатам внедрения риск-ориентированного подхода на основе методики, разработанной в соответствии с пунктом 13 настоящего Плана |
I квартал 2016 года Анализ работы органов надзора за 2015 г. |
ДНПР, УСПО |
43. |
Мониторинг реализации настоящего Плана с привлечением заинтересованных представителей экспертного и предпринимательского сообщества, в том числе с выездом на территорию пилотной зоны внедрения риск-ориентированного подхода |
IV квартал 2015, 2016 и 2017 гг. Эффективный контроль за реализацией запланированных мероприятий |
ДНПР, УСПО |
44. |
Заслушивание пилотных территориальных органов МЧС России по результатам внедрения риск-ориентированного подхода |
ноябрь 2015 и 2016 годов Оценка работы подразделений, устранение выявленных недостатков в работе |
ДНПР, УСПО |
45. |
Предоставление отчета территориальными органами МЧС России по реализации риск-ориентированного принципа в надзорной деятельности |
I квартал 2017 года Оценка работы подразделений |
ДНПР, УСПО |
Директор Департамента надзорной деятельности |
В.И. Климкин |
Первый заместитель Министра |
С.А. Шляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
План мероприятий МЧС России, направленных на поэтапное внедрение системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (риск-ориентированный подход в организации надзорных функций) (утв. МЧС России 3 августа 2015 г. N 2-4-35-66-19)
Текст плана официально опубликован не был