По результатам проводимого Минэкономразвития России мониторинга контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отмечены случаи необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с указанным пунктом заказчики вправе осуществлять без проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки, необходимые для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в неотложной форме.
Обращаем внимание, что Закон N 44-ФЗ содержит ряд ограничений для применения данной нормы. Так, закупаемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы, услуги не должны быть включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. По данному перечню заказчикам необходимо проводить предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 81 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. При этом применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Для оценки возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ целесообразно руководствоваться определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N ВАС-9962/13. В данном определении указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
При этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.
Вместе с тем по результатам мониторинга контрактной системы выявлены следующие недостатки, связанные с необоснованным применением пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ:
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг, включенных в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р перечень. Закупки таких товаров должны осуществляться путем проведения запроса котировок без ограничения цены контракта среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прошедших предварительный отбор (статьи 80 - 82 Закона N 44-ФЗ);
осуществление закупок после отмены режима чрезвычайной ситуации;
закупка товаров, работ, услуг, потребность в которых не обусловлена выполнением задач по ликвидации чрезвычайной ситуации, либо в количестве, объеме, превышающем такую потребность;
объявление режима чрезвычайной ситуации исключительно с целью осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
С учётом изложенного прошу:
довести до сведения заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, информацию о том, что необоснованное осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
дать поручение органам контроля в сфере закупок об усилении контроля закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Полученная в рамках мониторинга контрактной системы информация о нарушениях законодательства Российской Федерации будет докладываться в Правительство Российской Федерации и передаваться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
|
Е.И. Елин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития России в ходе мониторинга контрактной системы закупок выявлены случаи необоснованных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, у единственного поставщика закупаются товары, работы, услуги, необходимые для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Закупки таких товаров должны проводиться через запрос котировок без ограничения цены контракта среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), прошедших предварительный отбор.
Имеют место закупки у единственного поставщика после отмены режима чрезвычайной ситуации, или когда потребность в товарах (работах, услугах) не обусловлена выполнением задач по ликвидации чрезвычайной ситуации либо товары, работы, услуги закупаются в количестве (объеме), превышающем такую потребность.
В ряде случаев режим чрезвычайной ситуации объявляется исключительно с целью закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обращается внимание, что необоснованные закупки у единственного поставщика являются нарушением законодательства о контрактной системе. Информация о нарушениях законодательства будет докладываться в Правительство РФ и передаваться в Генпрокуратуру России.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2016 г. N 6770-ЕЕ/Д28п "О реализации норм федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был