Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 208-КГ16-15
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Деньгуб Е.П. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Гордолионовой Е.В. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 июля 2015 г. по заявлениям Петкуна В.В., Можара А.A. и Ковизюка Р.В. об оспаривании решений начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Петкун В.В., Можар А.А. и Ковизюк Р.В. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 16 февраля 2015 г. N 1640, 26 марта 2015 г. N 2356 и 13 марта 2015 г. N 2131, соответственно, о предоставлении заявителям жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, и возложении на руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 28 июля 2015 г., заявления удовлетворены. На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителям перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375 и обеспечить доплату таковой с учетом ранее выплаченных каждому их них сумм. Кроме того, с ФГКУ "Востокрегионжилье" в пользу каждого из заявителей взыскано по 300 рублей понесенных ими судебных расходов.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 29 октября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье, утверждая об отнесении заявителей в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать.
Ковизюк Р.В. в возражениях на кассационную жалобу, заявляя о пропуске представителем должностного лица процессуального срока обжалования вступивших в законную силу судебных актов, установленного ч. 2 ст. 318 КАС РФ, и не соглашаясь с доводами жалобы, просит отказать в ее удовлетворении, оставив судебные постановления без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 318 КАС РФ судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС РФ, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Обжалуемые судебные постановления вступили в законную силу 28 июля 2015 г.
Из оттиска почтового штемпеля на конверте, в котором кассационная жалоба 15 декабря 2015 г. поступила в Верховный Суд Российской Федерации, видно, что таковая подана 8 декабря 2015 г., то есть до истечения установленного законном шестимесячного срока.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решениями начальника ФГКУ "Восток-регионжилье" от 16 февраля 2015 г. N 1640, 26 марта 2015 г. N 2356 и 13 марта 2015 г. N 2131 размер жилищной субсидии Петкуну В.В., Можару А.А. и Ковизюку Р.В., соответственно, был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из общей продолжительности военной службы Петкуна В.В. - 17 лет 13 дней, Можара А.А. - 16 лет, Ковизюка Р.В. - 16 лет 1 месяц. Денежные средства на лицевые счета заявителей зачислены 24 февраля, 1 апреля и 19 марта 2015 г., соответственно.
Приказом начальника 12 главного управления Минобороны России от 3 марта 2015 г. N 72 Петкун В.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом командира войсковой части от 11 марта 2015 г. N 48 исключен из списков личного состава с 13 марта 2015 г.
Приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа от 12 января 2010 г. N 3 Можар А.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом командующего 35 общевойсковой армией от 9 апреля 2015 г. N 46 исключен из списков личного состава с 22 апреля 2015 г.
Приказом командующего 35 общевойсковой армией от 16 мая 2015 г. N 119 Ковизюк Р.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом этого же должностного лица от 23 мая 2015 г. N 69 исключен из списков личного состава с 10 июня 2015 г.
Удовлетворяя заявления, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относятся заявители.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, заявители в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке, принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июня 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 июля 2015 г., принятые по заявлениям Петкуна В.В., Можара A.A. и Ковизюка Р.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Петкуну В.В., Можару А.А. и Ковизюку Р.В. в удовлетворении заявлений отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 208-КГ16-15
Текст определения официально опубликован не был