Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТИС" (далее - Заявитель) на действия Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству кольцующего тоннеля ТКК по ул. Бассейной для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000247) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.
2. Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ограничивает количество участников закупки.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 243 109 199,22 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 07.04.2016;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 13.04.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием, поскольку объект закупки относится к опасным производственным объектам, что подтверждается письмом Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -Ростехнадзор) от 10.03.2016 N 21-1/8880, согласно которому объекты строительства подземных сооружений, на которых осуществляется сооружение технологических шахт и проходка тоннелей микротоннелепроходческими комплексами, а также проходка штолен, в период проведения работ на основании части 1 статьи 2 и пункта 5 приложения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) относятся к категории опасных производственных объектов. Согласно требованиям части 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", который включает, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом Конкурса является выполнение работ по строительству кольцующего тоннеля ТКК по ул. Бассейной для нужд Санкт-Петербурга.
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Критерии отнесения производственных объектов к опасным установлены Законом о промышленной безопасности.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов в составе проектной документации разрабатывается Декларация промышленной безопасности на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (далее - Декларация).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что объект закупки является уникальным объектом капитального строительства и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесен в отдельную категорию объектов капитального строительства, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не относиться к случаям проведения конкурса с ограниченным участием.
Кроме того, Законом о промышленной безопасности канализационные тоннельные коллектора в период эксплуатации не отнесены к категории опасных производственных объектов и не подлежат регистрации в государственном реестре производственных объектов, в связи с чем государственная экспертиза не требует представления Декларации.
При этом согласно проектной документации, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы от 27.11.2014 N 78-1-5-0546-14, выданное Санкт-Петербургским Государственным автономным учреждением "Центр государственной экспертизы", не предусмотрено наличие или необходимость наличия Декларации.
Указанное также подтверждается письмом Ростехнадзора от 29.03.2016 N 21-1/11566, согласно которому введенные в эксплуатацию объекты Заказчика в соответствии с частью 1 статьи 2 и пунктом 5 приложения Закона о промышленной безопасности не относятся к категории опасных производственных объектов и не подлежат регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов поднадзорных Ростехнадзору. При этом объект "Строительство кольцующего коллектора ТТК по Бассейной ул." в период эксплуатации также не будет отнесен к категории опасных производственных объектов и не будет подлежать регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Также, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что применение горного способа строительства относится исключительно к строительству шахт и соединительных штолен, являющихся вспомогательными сооружениями для строительства тоннельного канализационного коллектора и ликвидируемых после окончания строительства объекта. Также в проекте установлена технология строительства - микротоннелирование, а именно: при проходке тоннеля применяются микротоннелепроходческие комплексы с видеонаблюдением без непосредственного нахождения людей в призабойном указывает на невыполнение непосредственно на объекте, являющимся предметом контракта, горных работ.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих об обратном, а также подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, установленный в Конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки:
"Значение показателя: количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема.
Под сопоставимым характером и объемом понимается строительство канализационных коллекторов, сооружаемых тоннельным способом (в том числе коллекторов для очищенных сточных вод (глубоководных выпусков)), в рамках государственных (муниципальных) контрактов (договоров), цена по которым составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс, являющийся объектом закупки, принятых заказчиком, введенных в эксплуатацию в период с 01.01.2013 года по дату окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе в качестве генерального подрядчика.
Конкурсной комиссией копии государственных (муниципальных) контрактов (договоров) представленные участником закупки в качестве подтверждения опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема зачтены не будут в случае, если в таких документах протяженность сооружаемого тоннельного канализационного коллектора для очищенных или неочищенных сточных вод будет менее двадцати пяти процентов от протяженности сооружаемого тоннельного канализационного коллектора, являющегося объектом закупки, в соответствии с п. 4 положительного заключения государственной экспертизы от 27.11.2014 N 78-1-5-0546-14, являющегося неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации и если диаметр сооружаемого тоннельного канализационного коллектора для очищенных или неочищенных сточных вод будет менее двух тысяч миллиметров".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих сведений и документов, подтверждающих, что установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ограничивает количество участников закупки.
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному нестоимостному критерию оценки, установленный в Конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно положениям Конкурсной документации отсутствие в составе заявки участников Конкурса документов, подтверждающих квалификацию участника Конкурса, не является основанием для отклонения заявки участника.
При этом на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности Заявителя сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Конкурсе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТИС" необоснованной.
2. Передать материалы дела от 30.03.2016 N К-484/16 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Уполномоченного органа, Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2016 г. N К-484/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был