Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Социальной сети помощи Президенту Российской Федерации в устранении нарушений законов и государственных программ, присоединившихся к Народному фронту Президента Российской Федерации (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы (номер извещения 0173100009516000048) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком ненадлежащим образом внесены изменения в Конкурсную документацию.
3. В Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 26.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 23.03.2016.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
2. В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
26.02.2016 Заказчиком на Официальном сайте опубликована Конкурсная документация, согласно которой датой окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.03.2016.
02.03.2016 Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, опубликованные на Официальном сайте 03.03.2016, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.03.2016, то есть с учетом требований части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки являются выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации Развитие авиационной промышленности.
Согласно пункту 36 проекта контракта Конкурсной документации: "При выполнении НИР и использовании (в том числе передаче) полученных результатов Стороны обязаны соблюдать следующие условия и ограничения:
- выполнение работ осуществляется с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485 1 "О государственной тайне", Федерального закона N 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне", "Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. N 1233, и иных нормативно-правовых актов в данной области;
- стороны обязуются обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну, полученных Сторонами до начала работ, процессе их выполнения, а также по их завершении;
- сторона, передающая такие сведения, имеет право установить дополнительные ограничения и условия работы с ними (доступ к материалам, хранение, обращение, снятие копий, производство фото- и киноработ, требования к доставке документов нарочными и по линиям связи и другие вопросы);
- Заказчик в установленном порядке и в согласованные сроки имеет право контроля эффективности защиты сведений, составляющих государственную тайну, переданных Исполнителю;
- в целях выявления и своевременного закрытия возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, Исполнитель обязан незамедлительно информировать в письменном виде Заказчика работ об изменении юридического статуса своей организации, о передаче в залог (продаже) части акций иностранным гражданам (организациям), о необходимости привлечения к работам иностранных граждан (организаций)".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования установлены исключительно к исполнителю непосредственно на этапе выполнения работ.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что не установление в Конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, неправомерно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу Социальной сети помощи Президенту Российской Федерации в устранении нарушений законов и государственных программ, присоединившихся к Народному фронту Президента Российской Федерации необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 марта 2016 г. N К-356/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был