Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Зодчий" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации, федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик), действующего на основании соглашения о передаче полномочий от 27.01.2016 N 11, при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чайковский государственный институт физической культуры", г. Чайковский, Пермский край Строительство и создание федерального центра подготовки по зимним видам спорта. 5-й этап. Общежитие гостиничного типа на 250 мест для проживания спортсменов (номер извещения 0573100031516000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Ненадлежащим образом установлен порядок оценки и рассмотрения заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Ненадлежащим образом представлены разъяснения положений Конкурсной документации;
3. Ненадлежащим образом описаны объект закупки и условия контракта - исходные данные для проектирования (сведения о земельном участке, о сетях инженерно-технического обеспечения объекта, требования к составу и объёму проектной документации, технико-экономические показатели), не позволяющие исполнить соответствующие обязательства;
4. В Конкурсной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной цены) контракта;
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 50 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.03.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта", закупки значимость критерия -40%, коэффициент значимости критерия - 0,4.
По указанному критерию установлен следующий порядок оценки:
"Заявкам присваивается балл, рассчитываемый по формуле: Pi * 100/Pmax = Мi, Где: Pi - число Мероприятий, использование которых позволит выполнить работы, предложенное в заявке i-го участника. Pmax - число Мероприятий, предложенное в заявке, получившей максимальное значение показателя. Мi - рейтинг i-й заявки по показателю "Число предложенных Мероприятий". Рейтинг i-й заявки по показателю "Число предложенных Мероприятий" присваивается каждым членом комиссии, а затем, для получения оценки по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю. Заявке, содержащей в "Предложении о качестве работ" (Форма 3 Раздела V конкурсной документации) наилучшие условия исполнения Государственного контракта - наибольшее число Мероприятий (предмет оценки), использование которых позволит выполнить работы, присваивается максимальное значение показателя".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что сведения по указанному критерию представляются в форме 3 раздела V Конкурсной документации, предусматривающей соответствующие разделы с указанием требуемых мероприятий, при этом оценке подлежат исключительно количество представленных мероприятий при условии отсутствия их дублирования.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный порядок оценки заявок на участие Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссией установлено, что согласно разъяснениям положений конкурсной документации от 17.03.2016 NРД1 в адрес Заказчика, поступил, в том числе запрос (N 14) о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении показателя "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": "что такое предложенное мероприятие, в чем оно может выражаться? Каким образом "предложенное мероприятие" свидетельствует о качестве работ, выполняемых участником конкурса?", на который Заказчиком не представлены соответствующие разъяснения.
Действия Заказчика при представлении разъяснений положений Конкурсной документации нарушают часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения подрядчика (исполнителя) в связи с тем, что вышеуказанный порядок оценки заявок на участие Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта" не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили Конкурную документацию, содержащую сведения в том числе об участке и планировочных ограничениях, объектах проектирования инженерном оборудовании, слаботочных системах, а так также требования к архитектурно-планировочным, конструктивным и инженерным решениям, к инженерному и технологическому обеспечению.
Также представители Заказчика сообщили, что соответствующие сведения содержатся в Конкурсной документации в полном объеме, при этом получение технических условий подключения объектов капительного строительства осуществляется по итогам определения подрядчиком (исполнителем) нагрузки на системы инженерного обеспечения.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем явка не обеспечена и не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в отношении установления в Конкурсной документации исходных данных, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили Конкурную документацию, согласно которой разделом VI документации установлено обоснование начальной (максимальной цены) контракта.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
5. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно представленному представителями Заказчика извещению о проведении Конкурса установлено требование к участникам Конкурса, предусмотренное Постановлением N 1457, при этом Конкурсная документация указанное требование к участникам Конкурса, предусмотренное Постановлением N 1457, не содержит.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в связи с установлением Заказчиком в извещении о проведении Конкурса требований к участникам Конкурса, предусмотренных Постановлением N 1457.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Зодчий" обоснованной в части ненадлежащего представления Заказчиком разъяснений положений Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (подрядчика), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 25.03.2016 по делу N К-442/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2016 г. N К-442/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был