Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2016 г. N 18-КГ16-6 Суд отменил принятые судебные акты и принял новое решение об отказе во взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного потерей кормильца, поскольку правовые основания для взыскания в пользу заявителя компенсации морального вреда в связи со смертью его отчима, так как в данном случае отчим умер в результате заболевания, а не вследствие причиненного ему вреда при проведении войсковой частью занятий по наземной поисково-спасательной подготовке в полевых условиях

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Истец просил взыскать с Минобороны России компенсацию морального вреда в связи с потерей кормильца. Он указал, что его отчим, проходивший военную службу по контракту, умер при проведении занятий по наземной поисково-спасательной подготовке в полевых условиях. По мнению истца, деятельность войсковой части по организации и проведению таких занятий является источником повышенной опасности.

Иск был частично удовлетворен.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, наоборот, отказала в иске.

По общему правилу, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена при следующих условиях: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; его вина; наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения.

Судом перечисленные обстоятельства не устанавливались.

В случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

Между тем проведение занятий по наземной поисково-спасательной подготовке в полевых условиях не является источником повышенной опасности в гражданско-правовом аспекте. В гражданско-правовых отношениях под осуществлением деятельности граждан и юрлиц, связанной с повышенной опасностью, понимается работа производства, предприятия, управление транспортными средствами и тому подобная деятельность, связанная с высокой вероятностью причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

В деле нет данных о том, что деятельность войсковой части по обучению военнослужащих спасанию пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, характеризуется этими признаками.

Военнослужащий умер в результате заболевания (ишемической болезни сердца), а не вследствие причиненного ему вреда при проведении войсковой частью занятий по наземной поисково-спасательной подготовке в полевых условиях.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2016 г. N 18-КГ16-6


Текст определения официально опубликован не был