Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Центр права и технологии" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по (Шифр: 2016-03.01-09-033-Ф-30.002) обновлению содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление (номер извещения 0173100003716000086) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий размер значимости стоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Представленные в Конкурсной документации работы (услуги) по обновлению содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление технически и функционально не связано с организацией и проведением заочного конкурса, форума, сопровождением конгресса лагерей.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 050 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.04.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации установлены критерии: "Цена Государственного контракта (цена единицы работы, услуги), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "Квалификация участников закупки") с соответствующими значимостями - 40%, 30%, 30%.
Критерий "Квалификация участников закупки", содержит, в том числе показатели "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования" (далее - Показатель N 2), с соответствующими значимостями - 30%, 30%, коэффициентами значимостей - 0,3; 0,3.
По Показателю N 1 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"Оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих опыт в области проведения аналогичных предмету Конкурса работ (услуг): в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской федерации и имеющих ученую степень кандидата или доктора педагогических или психологических наук. Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом:
Заявке, в которой представлены сведения о 21-25 числе Специалистов (при сумме начальной (максимальной) цены Государственного контракта более 10 000 000 рублей) или о 13-15 числе Специалистов (при сумме начальной (максимальной) цены Государственного контракта менее или равной 10 000 000 рублей), соответствующих установленному содержанию критерия, присваивается значение показателя в баллах, рассчитанного по формуле: НЦБ(Ктр) = 50 х КЗктр".
По Показателю N 2 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"Оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), сопоставимых c предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объемами финансирования за каждый год не менее 50% среднегодовой начальной (максимальной) цены Государственного контракта, за период 2013 - 2015 г.г. в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации. Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом:
Заявке, в которой представлены сведения о 13-14 числе ранее успешно исполненных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого c предметом Конкурса характера работ и с объемами финансирования за каждый год не менее 50% среднегодовой начальной (максимальной) цены Государственного контракта, присваивается значение показателя в баллах: НЦБ(Об) = 70 х КЗоб".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям различному количеству специалистов присваивается одинаковое количество баллов, например, по Показателю N 1 - 50 баллов присваивается при представлении сведений как в отношении 21 специалиста, так и в отношении 25 специалистов; по Показателю N 2 - при представлении сведений в отношении 13 и 14 специалистов присваивается единственное значение 70 баллов.
Согласно пункта 2 приложения к Правилам минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60% с максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки (процентов) в размере 40%. При этом пунктом 3 указанного приложения для образовательных услуг предельные величины стоимостных и нестоимостных критериев составляют 40% и 60% соответственно.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление с начальной (максимальной) ценой контракта 25 050 000 рублей.
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление", при этом необходимо выполнить (оказать) иные работы (услуги), например: организация и проведение Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (пункт I.5 таблицы), Публикация материалов по тематике проекта в периодических рецензируемых научных изданиях (пункт II.6 таблицы), Организационное сопровождение Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017) (пункт II.7 таблицы).
При этом закупка иных работ (услуг), не относимых к образовательным, не может осуществляться с установлением предельных величин стоимостных и нестоимостных критериев в размере 40% и 60% соответственно.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление", при этом в таблице 5 "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" при исполнении обязательств пунктами I.4, I.5, II.7 предусмотрено, в том числе организация и проведение Всероссийского заочного конкурса дополнительных общеразвивающих образовательных программ для организаций отдыха детей и их оздоровления, организация и проведение Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, организационное сопровождение Международного конгресса лагерей (International Camping Congress 2017).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проведение, организация вышеуказанных мероприятий установлено в соответствии с потребностью Заказчика в целях надлежащего исполнения обязательств и достижения целей и задач, поставленных при осуществлении закупки.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В Перечень включены работы, включенные в группировку 22 "Продукция печатная и носители информации записанные" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Пунктами I.5, II.4, II.5, II.7 таблицы 5 "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" предусмотрены, в том числе требования к печатной продукции - дипломам, сертификатам, информационным письмам, а также при организации Всероссийского форума, Международного конгресса лагерей необходимо сформировать пакет раздаточных материалов для участников форума, включающий программу форума, сборник материалов форума, проект резолюции форума.
Таким образом, действия Заказчика, осуществляющего закупку товара, включенного в Перечень, путем проведения Конкурса нарушают части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление с начальной (максимальной) ценой контракта 25 050 000 рублей.
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление", при этом в пунктами II.2, II.3 таблицы 6 раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" предусмотрено, в том числе выполнение работ (услуг) по повышению квалификации работников с требованием о наличии у участника Конкурса лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.
Учитывая, что в рамках проведения указанного конкурса необходимо выполнить иные работы (услуги) кроме образовательных, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления, в том числе при организации и проведении Всероссийского форума, публикации материалов, организационном сопровождении Международного конгресса, разработке нормативно-методического обеспечения, требования к участникам Конкурса о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр права и технологии" обоснованной в части установления ненадлежащего размера значимости критериев оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.04.2016 N К-507/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2016 г. N К-507/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был