Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-03-06/1/31584
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что правоотношения, возникающие при заключении договора комиссии, регулируются положениями главы 51 "Комиссия" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение.
В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (статья 992 ГК РФ).
Правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Как указано в запросе комитент через комиссионера в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии и мощности реализует электроэнергию всем возможным покупателям, а покупатель приобретает электроэнергию всех комитентов. Ценообразование на указанном рынке определяется в соответствии с регламентом оптового рынка коммерческим оператором. В рамках исполнения договора комиссии комитент поручает комиссионеру осуществить продажу определённого количества электроэнергии по стоимости, определенной коммерческим оператором в соответствии с регламентом оптового рынка. Единая (оптовая) цена приобретенной покупателями электроэнергии определяется оператором расчетным путем и отражается в первичных учетных документах, передаваемых комиссионером комитенту.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Комитент через комиссионера реализует количество электроэнергии оптом (определенный объем по определенной стоимости) и в его первичных документах указана единая цена переданной покупателям электроэнергии, определенной коммерческим оператором, которая отличается от цены реализации каждому отдельному покупателю. При этом стоимость электроэнергии, реализованной комитентом, равна стоимости того же объема электроэнергии, приобретенной всеми покупателями у названного комитента.
По мнению Департамента, указанное обстоятельство не влечет появления экономической выгоды ни в денежной, ни в натуральной форме, а является следствием правил расчетов, действующих на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. Комитент через комиссионера в соответствии с правилами оптового рынка электроэнергии и мощности реализует электроэнергию всем возможным покупателям, а покупатель приобретает электроэнергию всех комитентов. Ценообразование на указанном рынке определяется в соответствии с регламентом оптового рынка коммерческим оператором. В рамках исполнения договора комиссии комитент поручает комиссионеру продать определенное количество электроэнергии по стоимости, установленной коммерческим оператором в соответствии с регламентом оптового рынка. Единая (оптовая) цена приобретенной покупателями электроэнергии определяется оператором расчетным путем и отражается в первичных учетных документах, передаваемых комиссионером комитенту.
Комитент через комиссионера реализует количество электроэнергии оптом (определенный объем по определенной стоимости) и в его первичных документах указана единая цена переданной покупателям электроэнергии, которая отличается от цены реализации каждому отдельному покупателю. При этом стоимость электроэнергии, реализованной комитентом, равна стоимости того же объема электроэнергии, приобретенной всеми покупателями у названного комитента.
По мнению Минфина России, указанное обстоятельство не влечет появления экономической выгоды ни в денежной, ни в натуральной форме, а является следствием правил расчетов, действующих на оптовом рынке электроэнергии и мощности.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-03-06/1/31584
Текст письма официально опубликован не был