Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2016 г. N 03-03-06/1/31055
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
В части налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций концессионер учитывает в расходах концессионную плату в том периоде, в котором эти расходы возникают из условий соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ (абзац 6 пункт 1 статьи 256 НК РФ).
При этом первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (абзац 10 пункта 1 статьи 257 НК РФ).
Абзацем 2 пункта 9 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.
Учитывая изложенное, в случае осуществления капитальных вложений в объекты основных средств, являющихся объектами концессионного соглашения, указанные расходы могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 1 статьи 258 НК РФ.
В части налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду имущества субъектов Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет услуг и при наличии соответствующих первичных документов. При этом пунктом 3 статьи 168 НК РФ установлено, что при исчислении суммы налога в соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ налоговыми агентами - арендаторами имущества субъектов Российской Федерации составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость по концессионной плате, уплаченные в бюджет концессионерами - налоговыми агентами, подлежат вычетам у концессионеров в вышеуказанном порядке. При этом вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у концессионера выполнены условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направленное мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль концессионер учитывает в расходах концессионную плату в том периоде, в котором эти расходы возникают из условий соглашения.
Амортизируемое имущество, полученное от собственника или созданное в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения.
При этом первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость на момент его получения, увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.
В случае осуществления капвложений в объекты основных средств, являющихся объектами концессионного соглашения, расходы могут учитываться в целях налогообложения прибыли в соответствии с указанным порядком.
Суммы НДС по концессионной плате, уплаченные в бюджет концессионерами - налоговыми агентами, подлежат вычетам у концессионеров. При этом вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у концессионера выполнены условия, предусмотренные НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2016 г. N 03-03-06/1/31055
Текст письма официально опубликован не был