1. Общие положения
1.1. Система контроля промышленных выбросов в атмосферу (СКПВА) представляет собой совокупность органов контроля, осуществляющих комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в т.ч. на обеспечение действенного контроля за выполнением планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) и выполнением планов снижения выбросов вредных веществ до установленных нормативов.
1.2. Задачи СКПВА:
контроль выполнения предприятиями и организациями мероприятий по охране атмосферного воздуха;
контроль за соблюдением норм и правил по охране атмосферного воздуха;
разработка и внедрение нормативно-технической документации (НТД) по контролю за выбросами и контроль за ее выполнением;
обеспечение разработки методов и средств контроля за параметрами выбросов в атмосферу и внедрение их в практику работ контролирующих органов;
получение достоверных данных о выбросах и их обработка;
обеспечение информацией заинтересованных организаций и органов управления;
контроль за эффективностью работы установок очистки отходящих газов.
1.3. Уровни функционирования СКПВА:
государственный;
отраслевой (ведомственный)*;
предприятия.
1.3.1. На государственном уровне деятельность СКПВА должна обеспечиваться руководящей НТД, утвержденной или согласованной Госкомгидрометом.
1.3.2. На отраслевом уровне СКПВА функционирует на основе документации, указанной в п. 1.3.1 и в соответствии с НТД, утвержденной министерствами и ведомствами по согласованию с Госкомгидрометом.
1.4. СКПВА на соответствующих уровнях функционирования состоит из следующих подсистем:
разработки НТД;
разработки методов и средств контроля;
контроля за выбросами предприятий в атмосферу и за соблюдением нормативов ПДВ;
сбора, обобщения, анализа и хранения информации о выбросах.
1.4.1. Подсистема разработки НТД осуществляет разработку отраслевой (подотраслевой) НТД, в которой определяет:
цели и задачи СКПВА данного уровня;
структуру и порядок функционирования подразделений, выполняющих эти задачи;
методы и средства контроля;
систему координации работ по контролю выбросов и взаимодействие с другими организациями.
1.4.2. Подсистема разработки методов и средств контроля осуществляет разработку методов и средств контроля, проводит работы по стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению методов и средств контроля.
1.4.3. Подсистема контроля за выбросами предприятий в атмосферу и за соблюдением нормативов ПДВ решает следующие вопросы:
определяет объекты контроля;
устанавливает периодичность и сроки контроля соответствующего объекта;
обеспечивает применение методов и средств контроля за выбросами, согласованных в установленном порядке с подразделениями Госкомгидромета.
1.4.4. Подсистема сбора, обобщения, анализа и хранения информации о выбросах обеспечивает данными по контролю за параметрами выбросов соответствующие организации в установленном порядке.
2. Принципы построения отраслевых (ведомственных) систем контроля выбросов в атмосферу (ОСКПВА)
2.1. В соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями" и РД 50-210-80 в каждой отрасли должна быть создана ОСКПВА, отражающая специфические особенности отрасли.
2.2. Разработку ОСКПВА и назначение головной организации по контролю промышленных выбросов отрасли обеспечивает соответствующее министерство (ведомство).
2.3. Головная организация осуществляет методическое руководство всеми работами ОСКПВА.
2.4. В функции головной организации по контролю промышленных выбросов должны входить задачи СКПВА по п. 1.4, а также:
разработка и согласование координационных планов по созданию и совершенствованию ОСКПВА;
разработка проекта типовых положений об отраслевых службах контроля промышленных выбросов в атмосферу, их структуре и численности;
координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области контроля выбросов;
проверка деятельности служб контроля выбросов, а также их оснащенности современными средствами и приборами;
организация обучения работников служб контроля современным методам контроля;
проверка выполнения мероприятий по снижению промышленных выбросов в атмосферу.
3. Виды контроля промышленных выбросов
3.1. Виды контроля в соответствии с п. 1.3 подразделяются на уровни: государственный, отраслевой (подотраслевой) и предприятия.
3.1.1. Государственный контроль промышленных выбросов осуществляет Государственная инспекция по охране атмосферного воздуха (Госконтрольатмосфера) при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, действующая в соответствии с положением о Государственном контроле за охраной атмосферного воздуха. Основные положения и задачи государственного контроля за промышленными выбросами изложены в Постановлении Совета Министров СССР от 19.08.82 г. N 764.
3.1.2. Контроль за охраной атмосферного воздуха в отрасли обеспечивается службой министерства, на которую возложены функции охраны природы, и осуществляется головной организацией отрасли по контролю промышленных выбросов в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1.12.78 г. N 984.
3.1.3. Контроль выбросов на предприятии осуществляется самим предприятием в соответствии с положением, разработанным головной организацией отрасли (подотрасли) по контролю выбросов. Численность и структура подразделения по контролю за вредными воздействиями на атмосферный воздух, созданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12.08.82 г. N 746, определяется руководством предприятия в зависимости от объема и сложности работ.
3.2. Виды контроля промышленных выбросов в атмосферу классифицируются по следующим признакам:
по способу определения контролируемого параметра - прямой и расчетный;
по месту контроля - источник выделения, источник выброса;
по объему проведения контроля - полный, выборочный (по числу источников или по количеству контролируемых параметров выбросов);
по продолжительности измерений - периодический и непрерывный;
по используемым средствам измерения - лабораторные, полуавтоматические, автоматические (автоматические газоанализаторы, автоматические станции, автоматизированные системы);
по форме проведения контроля - плановый, внеплановый, инспекционный.
4. Организация работ по контролю за выбросами на предприятии
4.1. Общие требования.
4.1.1. Контролю подлежат выбросы предприятий, для источников которых установлены нормативы ПДВ (ВСВ), а также выбросы других предприятий и их источников, определение которых производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении.
4.1.2. При осуществлении контроля в соответствии с рекомендациями, указанными в приложении, службой (подразделением), осуществляющим контроль за выбросами на предприятии, составляется перечень источников, оказывающих вредное влияние на состояние атмосферы, который согласуется с местными органами Госкомгидромета.
4.1.3. Службой (подразделением) предприятия составляется характеристика изменения во времени мощности выбросов источников, подлежащих контролю, с указанием ожидаемого максимального выброса как в пределах суток, так и в течение года.
4.1.4. Основными при контроле выбросов вредных веществ в атмосферу должны быть прямые измерения. В случае невозможности их проведения допускается использование расчетных (балансовых) методов определения выбросов. Контроль за выбросами путем прямых измерений осуществляется по графику, который утверждается руководством предприятия и согласуется с органами Государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
4.2. Организация измерений.
4.2.1. Для проведения замеров на предприятии в соответствии с п. 3.1.3 организуется служба контроля выбросов, подчиненная одному из руководителей предприятия.
Примечание. Для небольших промышленных предприятий, расположенных в одном населенном пункте, допустима и целесообразна организация на долевых началах централизованной хозрасчетной лаборатории при одной из организаций.
Для предприятий, выбросы которых являются достаточно стабильными, т.е. максимальные величины не могут превышать более чем на 25% средние за год, а аварийные и залповые выбросы исключены, целесообразна организация централизованных ведомственных лабораторий. В этом случае плановый контроль источников выбросов осуществляется силами специальных разъездных бригад.
При наличии методов отбора проб, допускающих длительное хранение последних, регулярный отбор проб из контролируемых источников может производиться силами предприятия, а их анализ - в централизованных лабораториях.
4.2.2. Ответственность за правильную организацию измерений количества выбросов в атмосферу возлагается на руководство предприятия.
4.2.3. Выбор точек отбора проб из источников выбросов в атмосферу производится работниками службы контроля выбросов предприятия. Ответственность за правильность выбора точек отбора несет начальник службы контроля или лицо его заменяющее на данном предприятии.
4.2.4. При выборе точек отбора для источников выбросов разного типа необходимо выполнять требования, изложенные в отраслевых методических указаниях по определению валовых выбросов вредных веществ в атмосферу. При отсутствии специальных указаний необходимо учитывать общие рекомендации, помещенные в Приложении 1.
4.2.5. Выбранные точки отбора проб должны быть оборудованы силами предприятия всем необходимым для работы.
4.2.6. При оценке временных параметров контроля выбросов (периодичности и времени проведения замеров на источнике) следует исходить из необходимости получения достоверных данных о максимальном (г/с при периоде осреднения 20 мин) и суммарном (т/год) выбросе каждого определяемого вещества. Общие указания по подходу к оценке временных параметров контроля выбросов приведены в Приложении. Более детальные рекомендации по расчету выбросов даны в отраслевых методических указаниях по определению валовых выбросов вредных веществ в атмосферу, согласованных с Госкомгидрометом.
4.2.7. После установления пространственных и временных параметров контроля выброса на предприятии руководитель службы контроля выбросов составляет программу работ, включающую:
перечень подлежащих контролю объектов (по п. 4.1.2);
общее число замеров по каждому объекту и виды контроля с указанием точек отбора проб определяемых веществ в каждой точке и методов измерения, а также общее число объектов, контролируемых только расчетными методами;
мероприятия по оборудованию точек для проведения замеров;
утвержденные специальным распоряжением по предприятию перечень лиц, ответственных за проведение замеров, порядок учета результатов измерений, их обработку, и указания по проведению расчетов выбросов по данным прямых измерений и расчетными методами и своевременному представлению результатов руководству предприятия и в заинтересованные организации.
4.2.8. Программа работ должна быть утверждена руководством предприятия и согласована с подразделениями Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете.
4.2.9. Основным источником информации на первом этапе организации системы контроля выбросов являются лабораторные методы анализа.
4.2.10. По мере выпуска полуавтоматических и автоматических средств измерений они устанавливаются, в первую очередь, на источниках выбросов, создающих опасность существенного превышения ПДК населенных мест за пределами санитарно-защитной зоны (использование автоматизированных систем контроля рассматривается в разделе 5).
4.2.11. Руководство предприятия несет ответственность за соблюдение необходимых мер техники безопасности как при подготовке, так и при проведении измерений.
4.2.12. Замеры количеств отходящих вредных веществ из отдельных технологических агрегатов выполняются в газовых потоках до очистки, а промышленных выбросов в атмосферу - после газоочистных и пылеулавливающих установок (при их наличии) в точках на газоходах (трубах), отмеченных в программе проведения замеров.
4.2.13. На основании выполненных измерений параметров пылегазовых потоков определяются:
объемы газовых потоков и скорость на выходе (м/с);
количество отходящих вредных веществ (т/год);
степень улавливания вредных веществ в газоочистных и пылеулавливающих установках (%);
количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу - максимальное (г/с) и среднее значение (т/год).
4.2.14. Годовой выброс не должен превышать установленного для данного источника годового значения ПДВ (ВСВ) (т/год).
Максимальный выброс не должен превышать установленного для данного источника контрольного значения ПДВ (ВСВ) (г/с).
4.2.15. Данные о параметрах выбросов заносятся, в журналы ПОД-1, 2, 3, на основании которых составляется форма ЦСУ СССР N 2-тп (воздух), направляемая с установленной периодичностью в соответствующие организации.
4.2.16. На случай неблагоприятных метеорологических условий, в результате которых концентрации вредных веществ в приземном слое могут увеличиваться до опасных уровней, службой контроля за выбросами должны быть разработаны планы специальных мероприятий по контролю за выбросами на предприятии в эти периоды и планы по снижению вредных выбросов.
4.2.17. При превышении нормативов ПДВ (ВСВ) в результате аварии предприятие обязано в установленном порядке сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и вышестоящей организации и принять меры по ликвидации аварии.
4.2.18. Предприятие обязано составлять, согласовывать с местными управлениями по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС), утверждать в вышестоящей организации и организовывать выполнение ежегодных и перспективных планов по сокращению выбросов вредных веществ и обеспечению соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ).
5. Автоматизированные системы контроля промышленных выбросов в атмосферу
5.1. Целью создания автоматизированных систем контроля промышленных выбросов в атмосферу (АСКПВА) является повышение оперативности доставки информации о фактических выбросах, повышение ее достоверности и обеспечение возможности динамического регулирования выбросов в зависимости от метеоусловий.
5.2. Первоочередное внедрение АСКПВА целесообразно на:
крупнотоннажных разветвленных производствах, где уже имеется централизованное оперативное управление, АСУТП и АСУП;
предприятиях или группах предприятий с большим выбросом вредных веществ, которые в значительной степени определяют общий уровень загрязнения воздушной среды населенного пункта.
5.3. В зависимости от значимости контролируемых источников выбросов и по мере выпуска промышленностью и обеспечения предприятий нижеперечисленными средствами и системами контроля, используются системы разной степени сложности.
5.3.1. С автономными автоматическими газоанализаторами, средствами пробоотбора, подготовки и регистрации данных измерений.
5.3.2. С автоматизированными стационарными станциями контроля промышленных выбросов.
5.3.3. С автоматизированными стационарными станциями контроля, соединенными каналами связи с центром управления и обработки информации.
5.3.4. С передвижными лабораториями, оснащенными автоматическими газоанализаторами, средствами пробоотбора, пробоподготовки, измерения расхода отходящих газов, регистрации и первичной обработки данных измерений.
5.4. В соответствии с техническими реализациями, приведенными в п. 5.3., основные функции АСКПВА могут быть сведены в следующие группы:
модификация по п. 5.3.1 - автоматическое измерение (непрерывное, периодическое) и регистрация данных измерений, сопоставление данных измерений и результатов обработки измерительной информации с установленными нормативами ПДВ (ВСВ) производится со сдвигом во времени. Применение - в простейших системах контроля промышленных выбросов на предприятиях, где создание систем более высокого уровня нецелесообразно;
модификация по п. 5.3.2 - непрерывное автоматическое измерение концентраций загрязняющих веществ, параметров отходящих газов, преобразование измерительной информации (в дискретную форму, к виду, удобному для передачи по каналам связи и др.), определение массового расхода загрязняющих веществ одновременно с процессом измерений и накопление данных измерений и обработки информации на различных типах носителей. При использовании каналов связи - отображение данных измерений на технических средствах диспетчерского пульта и обработка информации следующего уровня. Применение - в системах контроля промышленных выбросов предприятий с небольшим числом источников выбросов;
модификация по п. 5.3.3 - комплексное решение задач автоматизированного контроля (на последующих этапах и регулирование) промышленных выбросов одного предприятия (или группы предприятий). Непрерывная передача текущей информации (измерительной, вычислительной) в центр сбора и обработки информации для оперативного использования в задачах контроля и регулирования выбросов путем управления технологическим процессом. Применение - преимущественно на предприятиях с автоматизированным управлением технологических процессов (АСУП);
модификация по п. 5.3.4 - периодическое измерение концентраций примесей и параметров отходящих газов, регистрация данных на диаграммных лентах и на АЦПУ. Предварительная обработка данных после проведения цикла измерений на передвижной лаборатории в месте проведения измерений. Эта модификация предполагает более высокую надежность результатов измерений, чем пп. 5.3.1-5.3.2 за счет постоянного наблюдения персонала за работой средств измерений. В случае необходимости возможно использование радиоканала для связи с центром сбора и обработки информации. Применение - в инспекционных и маршрутных наблюдениях при контроле промышленных выбросов, экспедиционных работах, комплексных экспериментах и др.
5.5. В целях оказания помощи в оснащении лабораторий предприятий современными средствами контроля в приложении 2 дан перечень серийно выпускаемых автоматизированных средств контроля промышленных выбросов.
______________________________
* В многоотраслевых министерствах допускается создание подотраслевых уровней ОСКПВА, возглавляемых головной организацией отрасли.
Заместитель Председателя |
Е.И. Толстиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности (утв. Госкомгидрометом СССР 10 июня 1986 г.)
Текст документа приводится по изданию Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Ленинград, 1986 г.)
Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности разработана в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Госкомгидромета с учетом предложений проектных и научно-исследовательских организаций ряда министерств
Исполнители:
доктор физико-математических наук профессор М.Е. Берлянд (научный руководитель), кандидат химических наук В.В. Цибульский (ответственный исполнитель), кандидат технических наук В.И. Ануфриев, кандидат географических наук Н.С. Буренин, кандидат технических наук Н.Ш. Вольберг, кандидат физико-математических наук Е.Л. Генихович, кандидат географических наук Б.Б. Горошко, кандидат физико-матетатических наук Н.И. Орлов
Типовая инструкция согласована начальником Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха Ю.С. Цатуровым и утверждена заместителем Председателя Госкомгидромета Е.И. Толстиковым 10 июня 1986 года