Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Абзацем 2 пункта 3 статьи 80 Кодекса установлено, что налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:
налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Кодекса применительно к конкретному налогу.
Таким образом, налогоплательщиками, не относящимися к вышеуказанным категориям, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
Пунктом 1 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
Кроме того, в пункте 2 статьи 226.1 Кодекса перечислены лица, которые признаются налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях данной статьи, а также статей 214.1, 214.3 и 214.4 Кодекса.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - расчет по форме 6-НДФЛ), за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме".
Таким образом, обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета расчета по форме 6-НДФЛ у организаций возникает в случае, если они в соответствии со статьей 226 Кодекса и пунктом 2 статьи 226.1 Кодекса признаются налоговыми агентами.
Учитывая изложенное, если организация не осуществляет финансовую деятельность и не производит выплату доходов физическим лицам, то обязанности по представлению в налоговый орган по месту своего учета расчета по форме 6-НДФЛ у такой организации не возникает.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.
Действительный государственный |
Н.С. Завилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определенными категориями налогоплательщиков декларации (расчеты) могут предоставляться в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Это налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек ( в т. ч. вновь созданные организации с указанной), а также налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена НК РФ применительно к конкретному налогу.
Все остальные налогоплательщики могут представить в налоговый орган декларацию (расчет) на бумажном носителе лично или через представителя, направить ее в виде почтового отправления с описью вложения.
Обязанность по представлению в налоговый орган расчета по форме 6-НДФЛ у организаций возникает в случае, если они признаются налоговыми агентами. Если организация не осуществляет финансовую деятельность и не производит выплату доходов физическим лицам, то обязанности по представлению такого расчета у нее возникает.
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 июня 2016 г. N ЗН-19-17/97 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 июня 2016 г. N 25