Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Единая отраслевая социальная политика Госкорпорации "Росатом" и ее организаций
(утв. приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 4 февраля 2013 г. N 1/101-П)
1. Назначение и область применения
Настоящая Единая отраслевая социальная политика Госкорпорации и организаций Госкорпорации (далее - Политика) разработана в соответствии с пунктом 15 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в части разработки единой политики по формированию социальной защиты работников в Госкорпорации и организациях Госкорпорации и обеспечению ее реализации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 N 705 "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)".
Политика устанавливает:
единую терминологию в области социальной работы;
задачи, подходы, принципы и механизмы реализации социальной работы.
Политика определяет предоставление социальных льгот работникам и неработающим пенсионерам Госкорпорации и организаций Госкорпорации сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Политика является открытым, публичным документом Госкорпорации.
ЛНА Госкорпорации и организаций Госкорпорации, регламентирующие деятельность, оказывающую влияние на социальную работу, должны соответствовать положениям Политики.
Положения Политики распространяются на группу процессов "Управление персоналом".
Политика не содержит сведений, составляющих государственную тайну, или иных сведений ограниченного распространения и доступа.
2. Термины и определения, сокращения
В настоящем документе помимо терминов, определений и сокращений, установленных в нормативных правовых актах и актах Госкорпорации, приведенных в разделе 5 Политики, используются следующие термины, определения и сокращения:
Термин |
Определение |
Высокопрофессиональные специалисты |
Работники высокой квалификации (рабочие 5-х и 6-х разрядов, специалисты высшей квалификационной категории, специалисты, имеющие высший балл по оценке "РЕКОРД", руководители, возглавляющие стратегические направления деятельности и проекты организации), работники редких специальностей (по спискам организаций Госкорпорации), которые трудно подобрать на территориальном рынке труда. |
Дополнительный оплачиваемый выходной день |
Дополнительный выходной день, предоставляемый работнику для разрешения возникших семейных обстоятельств (проблемы в семье или исполнение родительских обязанностей), оплачиваемый работодателем. |
Заслуженный пенсионер атомной отрасли |
Бывший работник Госкорпорации или организации Госкорпорации, имеющий длительный стаж добросовестной работы (отсутствие дисциплинарных взысканий, выполнение производственных заданий) в отрасли, внесший исключительный вклад в ее развитие или утративший здоровье в результате выполнения должностных обязанностей, или имеющий заслуги по защите Отечества (в соответствии со статьей 2 N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах"). |
Корпоративные социальные программы |
Установленная практика предоставления работникам Госкорпорации и организаций Госкорпорации социальных льгот сверх установленного денежного вознаграждения за труд. |
Материальная помощь |
Помощь, добровольно оказываемая Госкорпорацией или организациями Госкорпорации нуждающимся работникам или неработающим пенсионерам, в денежной форме и не учитываемая при расчете среднемесячной заработной платы. |
Молодые специалисты |
Работники в возрасте до 35 лет включительно, имеющие диплом о среднем и/или высшем профессиональном образовании. |
Молодые специалисты - выпускники образовательных учреждений |
Работники в возрасте до 35 лет, имеющие диплом о среднем и/или высшем профессиональном образовании, окончившие образовательное учреждение не более одного года до трудоустройства и впервые приступившие к работе после окончания образовательного учреждения в Госкорпорации или организациях Госкорпорации (срок службы в Вооруженных силах Российской Федерации не учитывается). |
Неработающие пенсионеры |
Бывшие работники Госкорпорации или организации Госкорпорации, уволенные в связи с выходом на пенсию, не работающие в настоящее время в атомной отрасли и вставшие на учет в Госкорпорации или организациях Госкорпорации как участники КСП поддержки неработающих пенсионеров. |
Норматив расходов социального характера в расчете на 1 работника |
Установленный максимальный размер денежных средств на год в расчете на 1 работника Госкорпорации или организации Госкорпорации, используемый для планирования PCX и контроля за исполнением бюджета. |
Основание помощи |
Причина, по которой работнику оказывается материальная помощь или предоставляется дополнительный оплачиваемый выходной день. |
Почетный пенсионер атомной отрасли |
Бывший работник Госкорпорации или организации Госкорпорации, имеющий продолжительный стаж добросовестной работы (отсутствие дисциплинарных взысканий, выполнение производственных заданий) в отрасли, внесший существенный вклад в развитие отрасли или ее организаций. |
Профилирующий вид спорта |
Вид спорта, которым в Госкорпорации или организации Госкорпорации занимается не менее 1% среднесписочной численности работающих, по которому регулярно проводятся первенства, организована сборная команда и который включен в программу отраслевых и международных спортивных соревнований. |
Работники с риском высокой текучести |
Работники, как правило, массовых рабочих специальностей, на которых на данном рынке труда существует высокий спрос. |
Расходы социального характера |
Средства, затрачиваемые Госкорпорацией и организациями Госкорпорации на предоставление социальных льгот работникам Госкорпорации или организаций Госкорпорации. |
Социальная группа |
Малообеспеченные работники (доход в семье не превышает 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе в расчете на каждого члена семьи) Госкорпорации или организаций Госкорпорации, являющиеся одинокими матерями/отцами, родителями детей инвалидов, многодетными родителями (то есть имеющими трех и более детей). |
Социальная поддержка |
Социальные льготы, в том числе материальная помощь, предоставляемые неработающим пенсионерам Госкорпорации и организаций Госкорпорации. |
Социальные льготы |
Дополнительные блага (услуги, выплаты работникам), которые Госкорпорация и организации Госкорпорации предоставляют неработающим пенсионерам и работникам по своей инициативе и за свой счет, повышающие уровень жизни неработающих пенсионеров и работников и не связанные непосредственно с результатами труда работников, а также не учитываемые при расчете среднемесячной заработной платы. |
Статус неработающего пенсионера |
Социальная позиция неработающего пенсионера в отрасли, определяющая его право на получение социальной поддержки, в том числе материальной помощи. |
Страховой случай в добровольном медицинском страховании |
Факт обращения застрахованного лица в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования в течение всего срока его действия за консультативной, профилактической, лечебной, неотложной, реабилитационной и иной помощью (услугой), включенной в программу ДМС, в случае острого заболевания, обострения хронического заболевания, травмы (в том числе отравления, ожога, отморожения). |
Текучесть (работников, кадров) |
Показатель, фиксирующий уровень, интенсивность изменения состава работников вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам. |
Таблица сокращений и расшифровки
Сокращение |
Расшифровка |
ГД |
Генеральный директор Госкорпорации |
ДЗО |
Дочернее зависимое общество |
ДКП |
Департамент кадровой политики |
ДМС |
Добровольное медицинское страхование |
ЗАТО |
Закрытое административно-территориальное образование |
Застрахованные лица |
Работники Госкорпорации или организаций Госкорпорации, штатные работники профкомов, освобожденные профсоюзные работники (в соответствии с условиями коллективного договора организации). |
КД |
Коллективный договор |
КСП |
Корпоративная социальная программа |
Госкорпорация |
Госкорпорация "Росатом" |
ЛНА |
Локальный нормативный акт |
ЛПУ |
Лечебно-профилактическое учреждение |
НПО |
Негосударственное пенсионное обеспечение |
НПФ |
Негосударственный пенсионный фонд |
Организации УК |
Организации в контуре управления УК |
Освобожденные профсоюзные работники |
Профсоюзные работники, освобожденные от работы в Госкорпорации или организации Госкорпорации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзный орган, которые после окончания срока их полномочий возвращаются на прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника в другой организации. |
Политика |
Документ "Единая отраслевая социальная политика Госкорпорации "Росатом" и ее организаций" |
PCX |
Расходы социального характера |
РПРАЭП |
Российский профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности |
СКЛ |
Санаторно-курортное лечение |
СКУ |
Санаторно-курортное учреждение |
Специализированная спортивная организация |
Организация, которую Госкорпорация или социальные партнеры по Отраслевому соглашению уполномочивают осуществлять необходимые организационные мероприятия для подготовки и проведения отраслевых, межотраслевых, региональных и международных спортивных мероприятий |
СРАПиН |
Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России |
УК |
Управляющая компания дивизиона, инкубируемого бизнеса или комплекса |
СУП УК |
Служба управления персоналом УК и/или структурное подразделение в дирекции или блоке Госкорпорации, ответственное за функцию управления персоналом |
СУП организации |
Управление по работе с персоналом Госкорпорации и/или служба управления персоналом организации, не являющейся УК |
ФМБА России |
Федеральное медико-биологическое агентство России |
3. Социальная политика: цели, задачи, подходы к реализации, принципы
3.1. Целью социальной политики является формирование эффективной системы управления социальной работой, направленной на достижение целей Госкорпорации и обеспечение единства управления атомной отраслью.
3.2. Социальная политика направлена на решение следующих задач:
повышение привлекательности Госкорпорации и организаций Госкорпорации на рынке труда;
привлечение и удержание молодых работников, высокопрофессиональных специалистов, работников редких специальностей;
повышение лояльности и мотивации работников (вовлеченности);
повышение эффективности социальных расходов.
3.3. Основные подходы к реализации социальной политики:
3.3.1. Категоризация организаций отрасли. Нормирование PCX.
Госкорпорация и организации Госкорпорации разделены на социальные категории с учетом следующих критериев:
удаленность от крупного населенного пункта с развитой социальной инфраструктурой;
численность работников Госкорпорации и организаций Госкорпорации;
среднемесячный доход работников Госкорпорации и организаций Госкорпорации;
общий объем PCX и в расчете на одного работника Госкорпорации и организаций Госкорпорации.
Социальные категории и критерии отнесения к ним представлены в приложении 1 к настоящей Политике.
Нормирование PCX осуществляется в соответствии с социальными категориями Госкорпорации и организаций Госкорпорации.
Нормативы PCX установлены в расчете на 1 работника Госкорпорации и организаций Госкорпорации, учитывают достигнутый уровень PCX и содержатся в приложении 2 к настоящей Политике.
Для поддержания норматива на актуальном уровне к нему возможно применение индекса-дефлятора потребительских цен Минэкономразвития России.
Нормирование PCX осуществляется на основе перечня затрат, которые необходимо относить к PCX и учитывать при планировании бюджета, а также при формировании отчетности о расходах на персонал. Часть PCX, указанных в перечне затрат (например, наградная политика, содержание объектов социальной инфраструктуры и т.д.), осуществляется за рамками КСП. Перечень PCX приведен в приложении 3 к настоящей Политике.
3.3.2. Стандартизация КСП.
С целью повышения эффективности реализации социальной политики КСП стандартизированы, то есть Госкорпорация и организации Госкорпорации в рамках каждой КСП должны использовать единую терминологию, механизмы реализации, обязательные и рекомендуемые условия реализации, категории участников, нормы расходов и целевые показатели эффективности.
Социальная политика реализуется через КСП:
КСП ДМС работников (приложение 4 к настоящей Политике);
КСП добровольного страхования от несчастных случаев и болезней (приложение 5 к настоящей Политике);
КСП санаторно-курортного лечения работников и их детей, детского отдыха (приложение 6 к настоящей Политике);
КСП оказания помощи работникам в улучшении жилищных условий (приложение 7 к настоящей Политике);
КСП оказания помощи работникам (приложение 8 к настоящей Политике);
КСП поддержки неработающих пенсионеров (приложение 9 к настоящей Политике);
КСП организации спортивных и культурных мероприятий (приложение 10 к настоящей Политике);
КСП организации питания работников (приложение 11 к настоящей Политике);
КСП негосударственного пенсионного обеспечения (приложение 12 к настоящей Политике).
3.3.3. Единые подходы к формированию КД.
Единые подходы к формированию КД применяются в целях обеспечения принципа единства управления отраслью и контроля за реализацией социальной политики.
Единые подходы к формированию КД заключаются в определении единой структуры КД, терминологии, механизмов реализации социальной работы в соответствии с Отраслевым соглашением по атомной энергетике, промышленности и науке, подписанным социальными партнерами по Отраслевому соглашению и Госкорпорацией на соответствующий период.
Наполнение КД Госкорпорации и организаций Госкорпорации конкретными взаимными обязательствами является компетенцией сторон социального партнерства на локальном уровне.
Основой для заключения КД организаций отрасли является Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке.
3.3.4. Синергия с государственными социальными программами. КСП дополняют государственные социальные программы.
3.3.5. Оптимизация индивидуальных выплат. По мере доведения уровня заработных плат Госкорпорации и организаций Госкорпорации до рыночного уровня общий объем индивидуальных выплат работникам (различные виды материальной помощи) должен снижаться.
3.3.6. Унификация поставщиков социальных услуг. С целью обеспечения финансовой эффективности социальной политики (экономия на масштабе там, где это возможно) поставщики Госкорпорации и организаций Госкорпорации, оказывающие социальные услуги, должны проходить процедуру закупки в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (положением о закупке) Госкорпорации "Росатом".
3.4. Социальная политика основана на следующих принципах:
3.4.1. Прозрачность.
Разработка понятных и прозрачных критериев предоставления социальных льгот работникам и социальной поддержки неработающим пенсионерам в рамках реализации социальной политики, исключающих или минимизирующих влияние субъективных факторов.
3.4.2. Доступность.
Информирование работников о социальных льготах, а неработающих пенсионеров о социальной поддержке, которые могут быть им предоставлены в рамках реализации социальной политики. Обеспечение возможности обращения работников за социальными льготами и неработающих пенсионеров за социальной поддержкой. Оперативное принятие решений о возможности предоставления социальных льгот и социальной поддержки в рамках реализации социальной политики.
3.4.3. Открытость.
Предоставление возможностей получать информацию о реализации социальной политики по отрасли в целом и относительно отдельных организаций Госкорпорации.
3.4.4. Концентрация ресурсов.
Концентрация ресурсов (финансовых, трудовых) на реализации тех КСП, которые направлены на эффективное достижение целей Госкорпорации и организаций Госкорпорации. Ни одна из КСП не является для Госкорпорации и организаций Госкорпорации обязательной к реализации.
3.4.5. Финансовая обеспеченность
Социальная политика Госкорпорации и организаций Госкорпорации должна учитывать их финансовые возможности. Затраты на реализацию социальной политики в Госкорпорации и организациях Госкорпорации не должны превышать нормативы, установленные в соответствии с их социальными категориями и условиями КСП.
3.4.6. Согласованность.
В случае принятия Госкорпорацией или организациями Госкорпорации решения о реализации КСП, механизмы и условия их реализации должны соответствовать механизмам и условиям реализации КСП, представленным в пункте 3.3.2 настоящей Политики.
3.4.7. Соблюдение иерархии управления.
Ответственность и полномочия по мониторингу эффективности социальной политики с предоставлением отчетности распределены между всеми субъектами социальной политики в соответствии с существующей иерархией системы управления.
4. Субъекты социальной политики и их роли
Субъект социальной политики |
Роль субъекта социальной политики |
ГД |
Утверждает Политику, а также ее изменения. |
ДКП |
Определяет цели и задачи социальной политики. Разрабатывает механизмы реализации социальной политики. Обеспечивает контроль за реализацией социальной политики и оценку её эффективности. Определяет сценарные условия планирования PCX на год и в среднесрочной перспективе. Устанавливает нормативы PCX и согласовывает бюджеты PCX для УК и организаций УК. Консультирует СУП УК и СУП организаций Госкорпорации по вопросам реализации социальной политики. Разрабатывает типовые ЛНА, регламентирующие реализацию социальной политики. Проводит экспертизу ЛНА Госкорпорации и организаций Госкорпорации, регламентирующих реализацию социальной политики, и согласовывает их на предмет соответствия положениям Политики. Дает экспертную оценку проектов КД Госкорпорации и организаций Госкорпорации до начала проведения коллективных переговоров. Определяет мероприятия, направленные на повышение эффективности социальной политики. Имеет право запрашивать у организаций Госкорпорации любую информацию, связанную с социально-трудовыми отношениями. Представляет информацию (по запросам) о реализации социальной политики. Отвечает на обращения граждан по вопросам предоставления социальных льгот работникам или социальной поддержки неработающим пенсионерам Госкорпорации и организаций Госкорпорации. Консолидирует отчетность о реализации социальной политики. Инициирует внесение изменений в Политику. |
СУП УК |
Формирует приоритеты в социальной политике УК и организаций УК. Стандартизирует условия и размеры социальных льгот в организациях УК. Согласовывает ЛНА организаций УК, регламентирующие реализацию социальной политики; при необходимости направляет их на согласование в ДКП. Устанавливает организациям УК нормативы PCX в рамках максимальных нормативов, установленных Политикой. Согласовывает бюджеты PCX на реализацию социальной политики. Дает экспертную оценку проектов КД организаций УК до начала проведения коллективных переговоров. Консолидирует отчетность организаций УК о реализации социальной политики. Реализует социальную политику в УК. Обеспечивает контроль за реализацией социальной политики в организациях УК и оценку её эффективности. Представляет информацию (по запросам) о реализации социальной политики УК и организаций УК. Консолидирует отчетность УК и организаций УК о реализации социальной политики, контролирует её объективность и предоставляет в ДКП. |
СУП организаций |
Формирует приоритеты в социальной политике с учетом кадровых задач и финансовых возможностей, а также рекомендаций СУП УК и ДКП. Определяет условия предоставления и размеры социальных льгот в Госкорпорации и организациях Госкорпорации. Разрабатывает ЛНА Госкорпорации и организаций Госкорпорации, регламентирующие реализацию социальной политики; при необходимости направляет их на согласование в УК и ДКП. Формирует бюджет PCX на реализацию социальной политики на основе нормативов, установленных УК или сценарными условиями планирования с учетом положений Политики. Организации УК направляют бюджеты в УК на согласование. Участвует в разработке проекта КД Госкорпорации и организаций Госкорпорации и комиссии по ведению коллективных переговоров. Реализует социальную политику в Госкорпорации и организациях Госкорпорации. Обеспечивает контроль за реализацией социальной политики и оценку её эффективности. Представляет информацию (по запросам) о реализации социальной политики Госкорпорации и организаций Госкорпорации. Информирует работников Госкорпорации и организаций Госкорпорации о реализации социальной политики. Формирует отчетность о реализации социальной политики Госкорпорации и организаций Госкорпорации и направляет ее в УК или в ДКП. |
5. Нормативные ссылки
Конституция Российской Федерации
Трудовой Кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы;
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
Федеральный закон от 08.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи";
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 N 705 (редакция от 23.11.2009) "О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 годы)";
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг";
Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012-2014 годы и последующие периоды;
Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) Госкорпорации "Росатом", утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37;
Положение о системе регламентирующих и методических документов Госкорпорации "Росатом", утв. приказом Госкорпорации "Росатом" от 21.12.2012 N 1/1247-П;
Методические указания об организации перемещения работников Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и открытых акционерных обществ, учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Госкорпорации "Росатом", утв. приказом Госкорпорации "Росатом" от 01.02.2010 N 70.
6. Порядок внесения изменений
Инициатором и координатором работ по изменению Политики является ДКП Госкорпорации.
В случае если инициатором изменений выступает не ДКП Госкорпорации, инициатору необходимо представить в ДКП Госкорпорации обоснования практической целесообразности предлагаемых изменений.
Решение о внесении изменений в Политику принимает директор по персоналу Госкорпорации.
При внесении изменений утверждается новая редакция Политики.
7. Контроль и ответственность
7.1. Контроль выполнения положений Политики.
Контроль за соблюдением положений Политики в Госкорпорации осуществляет директор по персоналу Госкорпорации, в организациях Госкорпорации - руководители СУП организаций Госкорпорации.
7.2. Ответственность работников.
Все субъекты социальной политики несут дисциплинарную ответственность за несоблюдение процедур (процессов), мероприятий по реализации положений Политики.
Наложение дисциплинарных взысканий в Госкорпорации и организациях Госкорпорации проводится в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации и в соответствии с действующими локальными нормативными актами Госкорпорации и организаций Госкорпорации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.