Письмо Федеральной налоговой службы от 30 мая 2016 г. N ЕД-4-15/9597@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письма, сообщает следующее.
1. По вопросу: "Вправе ли организация в заявлении о проведении налогового мониторинга выбирать, правильность исчисления и уплаты каких именно налогов должен проверить налоговый орган в рамках налогового мониторинга: например, вправе ли организация в заявлении о проведении налогового мониторинга указать о проверке правильности исчисления и уплаты только НДС, а правильность исчисления и уплаты налога на прибыль организаций - нет?"
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию, за календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ "Об утверждении форм Документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним". В указанной форме заявления не предусмотрен выбор организацией налогов и сборов, в отношении которых налоговым органом будет осуществляться проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в рамках налогового мониторинга.
Таким образом, налоговый контроль в форме налогового мониторинга осуществляется по всем налогам и сборам, обязанность по уплате которых в соответствии с Кодексом возложена на организацию-налогоплательщика, представившую заявление о проведении налогового мониторинга.
2. По вопросу: "Каким образом произвести расчет сумм налога на прибыль организаций, приходящихся на ответственного участника (участника) КГН, с учетом его доли в налоговой базе КГН: поквартально или по итогам годовой налоговой декларации?"
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 105.26 Кодекса организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.
Минфин России письмом от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15, доведенным до налоговых органов письмом ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4756@, разъяснил, что в целях соблюдения участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) условий, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса, определить сумму уплаченного налога на прибыль организаций, приходящуюся на каждого из участников, в общей сумме уплаченного налога возможно расчетным путем, используя данные налоговых деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.
Если участнику КГН требуется при определении совокупной суммы налогов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 105.26 Кодекса, подлежащих уплате в бюджет, из общей исчисленной суммы налога на прибыль организаций в целом по КГН выделить сумму налога, приходящуюся на конкретного участника КГН, то приходящийся на данного участника КГН налог, подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть рассчитан по налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Декларация) за год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, путем суммирования показателей строк 070 Приложений N 6а к Листу 02 Декларации с ИНН данного участника группы КГН.
Налог на прибыль организаций, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет в целом по КГН, приводится по строке 190 Листа 02 Декларации. Часть этого налога, приходящаяся на участника КГН, может быть определена исходя из общей суммы налога и доли налоговой базы (%) участника КГН, которая применяется при распределении налоговой базы между участниками КГН и их обособленными подразделениями (строка 040 Приложения N 6а к Листу 02 Декларации с ИНН участника группы). Если организация-участник КГН имеет обособленные подразделения в разных субъектах Российской Федерации, то показатели строк 040 Приложений N 6а к Листу 02 Декларации с ИНН участника группы суммируются.
3. По вопросам: "Может ли организация-участник КГН подать заявление о проведении налогового мониторинга в случае несоответствия условиям, установленным статьей 105.26 Кодекса?
Может ли налоговый мониторинг организации проводиться в части налога на прибыль организаций, исчисляющейся с консолидированной налоговой базы в отношении всех участников КГН, в том числе не изъявивших намерение о проведении в отношении них налогового мониторинга либо не соответствующих установленным в пункте 3 статьи 105.26 Кодекса условиям?"
Согласно пункту 2 статьи 105.26 Кодекса налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Данные нормы Кодекса относятся в том числе и к организациям-участникам КГН.
Таким образом, организация-участник КГН вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении такой организацией условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса.
При этом налоговый мониторинг проводится в отношении организации, самостоятельно представившей в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга и соответствующие документы, определенные пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса, по результатам рассмотрения которых налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга.
В данном случае предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Кодексом возложена на данную организацию, а также правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
В настоящее время подготовлены соответствующие изменения в статью 105.26 Кодекса, предусматривающие также проведение налогового мониторинга в отношении участника (ответственного участника) КГН по вопросам правильности определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом до вступления в силу данных изменений представляется целесообразным налоговому органу, принявшему решение о проведении налогового мониторинга в отношении организации-участника (ответственного участника) КГН, заключать с данной организацией Соглашение о расширенном информационном взаимодействии при определении сумм доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций участником КГН.
4. По вопросу: "Каким налоговым органом проводится налоговый мониторинг участников КГН, не состоящих на налоговом учете в Межрегиональной инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам?"
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.27 Кодекса заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
На основании пункта 4 статьи 105.27 Кодекса по результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 Кодекса, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:
1) решение о проведении налогового мониторинга;
2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.
Согласно пункту 2 статьи 105.26 Кодекса налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
Таким образом, налоговый мониторинг осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации, в отношении которой принято решение о проведении налогового мониторинга.
Вместе с тем в настоящее время в рамках формирования компетенции по налоговому мониторингу представляется целесообразным осуществлять данную форму налогового контроля на федеральном уровне - Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Действительный государственный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый контроль в форме налогового мониторинга осуществляется по всем налогам и сборам, обязанность по уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на организацию-налогоплательщика, представившую заявление о проведении налогового мониторинга. Организация в заявлении о проведении налогового мониторинга не вправе выбирать, правильность исчисления и уплаты каких именно налогов должен проверить налоговый орган.
Сумму уплаченного налога на прибыль организаций, приходящуюся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), в общей сумме уплаченного налога следует определять расчетным путем, используя данные налоговых деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.
Если участнику КГН требуется из общей суммы налога на прибыль организаций выделить сумму налога, приходящуюся на него, то такая сумма регионального налога может быть рассчитана по налогу на прибыль организаций за год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Сумма налога участника КГН рассчитывается путем суммирования показателей строк 070 Приложений N 6а к Листу 02 налоговой декларации с ИНН данного участника.
Часть этого федерального налога, приходящаяся на участника КГН, может быть определена исходя из общей суммы налога и доли налоговой базы (%) участника КГН, которая применяется при распределении налоговой базы между участниками КГН и их обособленными подразделениями.
Организация-участник КГН вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении такой организацией условий, установленных НК РФ.
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом по месту нахождения организации, в отношении которой принято такое решение. Вместе с тем представляется целесообразным проводить данную форму налогового контроля на федеральном уровне - Межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 мая 2016 г. N ЕД-4-15/9597@
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 24 июня 2016 г. N 24