Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2016 г. N АД/43839/16
"О применении статьи 18 Закона о рекламе при "сокрытии номеров"
В соответствии с пунктом 20 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, утвержденным приказом ФАС России от 30.03.2016 N 379/16, ФАС России направляет разъяснение по вопросу применения статьи 18 Федерального закона "О рекламе" в случае выявления фактов "сокрытия номеров".
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признаётся распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Таким образом, норма Федерального закона "О рекламе", по сути, накладывает именно на рекламораспространителя обязанность доказывать соблюдение им требований законодательства.
Кроме того, в соответствии со с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несёт рекламораспространитель.
Соответственно, при рассмотрении дел, связанных с выявлением признаков нарушений части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", антимонопольные органы устанавливают рекламораспространителя рекламы.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
При этом при определении рекламораспространителя СМС-сообщения рекламного характера необходимо принимать во внимание все обстоятельства распространения такой рекламы, в том числе содержание заключённых договоров на распространение рекламы, права и обязанности сторон данных договоров.
При этом, в случае выявления рекламы, распространённой посредством СМС-сообщений с "подменой номера", при которых непосредственный отправитель скрыт, выявление рекламораспространителя может вызвать дополнительные затруднения, однако порядок выявления лица, подлежащего привлечению к участию в деле, соответствует общему порядку выявления рекламораспространителя рекламы, распространяемой посредством СМС-сообщений.
|
А.В. Доценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу закона распространение рекламы по сетям электросвязи возможно только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается распространенной без такого согласия, если ее распространитель не докажет обратное. Ответственность за нарушение данного требования несет распространитель.
Приведенные нормы, по мнению ФАС России, по сути, накладывают именно на рекламораспространителя обязанность доказывать соблюдение им требований законодательства. Соответственно, при рассмотрении дел о нарушении таких требований антимонопольные органы устанавливают распространителя рекламы. При этом при определении распространителя рекламного СМС-сообщения нужно принимать во внимание все обстоятельства распространения такой рекламы, в т. ч. содержание заключенных договоров, права и обязанности их сторон. Если непосредственный отправитель сообщения скрыт, применяется общий порядок выявления рекламораспространителя.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2016 г. N АД/43839/16 "О применении статьи 18 Закона о рекламе при "сокрытии номеров"
Текст письма официально опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.