Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу применения понятия "государственные органы", содержащегося в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс), в отношении воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, военных комиссариатов, учреждений и организаций, организационно входящих в структуры Министерства обороны Российской Федерации, внутренние войска МВД России, пограничные органы ФСБ России, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Для целей налогообложения понятие "государственные органы" законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не определено. В этой связи на основании статьи 11 Кодекса следует руководствоваться понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации, в которых они используются.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы - это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Следовательно, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
При рассмотрении вопроса о возможности распространения освобождения от уплаты государственной пошлины на воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, военные комиссариаты, учреждения и организации, организационно входящие в структуры Министерства обороны Российской Федерации, внутренние войска МВД России, пограничные органы ФСБ России, выступающие в судах в качестве истцов и ответчиков, необходимо учитывать следующее.
Органы государственной власти Российской Федерации подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Данный принцип закреплен в статье 10 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Статья 78 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
На основании заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (письмо от 03.04.2003 N 01-12/85) территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из данного заключения также следует, что деятельность территориальных органов должна всецело рассматриваться как деятельность создавших их органов государственной власти и органов местного самоуправления и в силу этого должна объективно включаться для целей налогообложения в состав деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, а также, принимая во внимание, что территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации, норма подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса также распространяется и на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления).
Так, например, согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. На основании пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В силу пункта 2 Положения "О военных комиссариатах", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
В этой связи согласно действующему в настоящее время законодательству военные комиссариаты (являясь территориальными органами Минобороны России), выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса освобождаются от уплаты госпошлины.
В то же время обращаем внимание на то, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (данная норма вступает в силу с 01.01.2011) предусматривается в отношении военных комиссариатов присвоение статуса федерального казенного учреждения, которое на основании статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, будет находиться в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. В этой связи вопрос о возможности распространения подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса на военные комиссариаты, которые в условиях действия Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ будут признаваться федеральными казенными учреждениями, требует дополнительной проработки с Минобороны России.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (далее - Закон "Об обороне") Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11.1 Закона "Об обороне" предусмотрено, что управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
На основании пункта 4 статьи 11.1 Закона "Об обороне" управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых Министром обороны Российской Федерации.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.09.2009 N 935 "Об утверждении Типового общего положения о федеральном бюджетном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации являются федеральным бюджетным учреждением.
Относительно бюджетных учреждений обращаем внимание, что на основании положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Кроме того, согласно статье 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (на основании Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ данная статья вступает в силу с 01.01.2011) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, в силу вышеизложенного, федеральное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, следовательно не относится к органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, либо иным государственным органам, образуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Следовательно, положение подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса на управление объединения, управление соединения и воинские части не распространяется.
Аналогичный порядок, по мнению ФНС России, применяется и в отношении бюджетных учреждений МВД России.
В отношении пограничных органов ФСБ России необходимо учитывать, что согласно пункту 1 Положения "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 N 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти.
На основании статей 1 и 2 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации" от 03.04.1995 N 40-ФЗ Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Поскольку на основании данной нормы закона пограничные органы являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, то на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса данные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Действительный государственный советник |
С.Н. Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 ноября 2010 г. N ШС-20-3/1648 "О государственной пошлине"
Текст письма официально опубликован не был