Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-11-11/31720
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пунктов 74 и 75 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 1 марта 2016 г. N 1349п-П13 (далее - План действий Правительства Российской Федерации в 2016 году).
Пунктами 74 и 75 Плана действий Правительства Российской Федерации в 2016 году предусматривается увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн рублей) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения упрощенной системы налогообложения.
Статьей 1 законопроекта предусматривается увеличение ограничения по доходам для применения упрощенной системы налогообложения за налоговый (отчетный) период с 60 млн рублей (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор на 2016 год - 79,74 млн рублей) до 120 млн рублей.
Также положениями законопроекта предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности ограничение по остаточной стоимости основных средств со 100 млн рублей до 150 млн рублей для применения упрощенной системы налогообложения.
В настоящее время в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.
При этом принятие решения о повышении ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн рублей до 1 млрд рублей для применения упрощенной системы налогообложения может привести к сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Учитывая изложенное, увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн рублей до 1 млрд рублей для применения юридическими лицами упрощенной системы налогообложения в настоящее время не целесообразно.
Что касается патентной системы налогообложения, то ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения патентной системы налогообложения установлено в размере 60 млн рублей.
Так, подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса установлено, что налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн рублей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что патентную систему налогообложения вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наемных работников, определяемой в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышающей за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Упрощенную систему налогообложения вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 100 человек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.
В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) или патентную систему налогообложения.
Таким образом, в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, превышают 60 млн рублей, указанный индивидуальный предприниматель может перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса либо на уплату ЕНВД в порядке, предусмотренном главой 26.3 Кодекса.
Кроме того, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения патентной системы налогообложения с 60 млн рублей до 120 млн рублей может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, уплачиваемых в соответствии с общим режимом налогообложения.
С учетом изложенного, увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения патентной системы налогообложения с 60 млн рублей до 120 млн рублей в настоящее время считаем нецелесообразным.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планом действий Правительства РФ в 2016 г. предусматривается увеличение пороговых значений для применения специальных налоговых режимов (до 120 млн руб.) и повышение предельного размера стоимости основных средств, используемого в целях применения УСН.
Запланированы изменения в НК РФ, которыми предусматривается увеличение ограничения по доходам для применения УСН.
Также предлагается предоставить право регионам увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов деятельности ограничение по остаточной стоимости основных средств со 100 млн руб. до 150 млн руб. для применения УСН.
Отмечается, что не планируется увеличивать размер ограничения по остаточной стоимости основных средств со 100 млн руб. до 1 млрд руб. для применения юрлицами УСН.
В отношении ПСН разъяснено следующее. Ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения этой системы налогообложения установлено в размере 60 млн руб.
Если доходы ИП, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., он может перейти на УСН либо ЕНВД.
Принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 млн руб. до 120 млн руб. может привести к росту числа ИП, перешедших на ПСН, и сокращению поступлений в бюджетную систему от НДС, НДФЛ и налога на имущество физлиц, уплачиваемых в соответствии с общим режимом налогообложения.
Не планируется увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-11-11/31720
Текст письма официально опубликован не был