Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-11-11/31726
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и благодарит за внимание, проявленное к проблемам развития малого и среднего предпринимательства.
При этом сообщаем, что проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пунктов 74 и 75 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 1 марта 2016 г. N 1349п-П13.
Статьей 1 законопроекта предусматривается увеличение ограничения по доходам для применения упрощенной системы налогообложения за налоговый (отчетный) период с 60 млн рублей (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор на 2016 год - 79,74 млн рублей) до 120 млн рублей.
Необходимо отметить, что по данным налоговой статистики за 2013 год, из 2,48 миллионов организаций и индивидуальных предпринимателей доход до 20 млн рублей получили 2,37 миллиона или 95,6 процента налогоплательщиков, а доход до 50 млн рублей - 2,46 миллиона или 99,2 процента.
Количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и получивших доход, граничивший с пороговым значением (от 50 до 60 млн рублей) составляет всего 0,8 процента.
Таким образом, предусмотренная законопроектом величина предельного размера дохода, ограничивающая право налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения, не является сдерживающим фактором для применения данного специального налогового режима.
Учитывая изложенное, увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков, предлагаемый законопроектом для применения упрощенной системы налогообложения, в настоящее время, по нашему мнению, не целесообразно.
Что касается патентной системы налогообложения, то ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения патентной системы налогообложения установлено в размере 60 млн рублей.
Так, подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса установлено, что налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн рублей.
Вместе с тем, необходимо отметить, что патентную систему налогообложения вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наемных работников, определяемой в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышающей за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Упрощенную систему налогообложения вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 100 человек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.44 Кодекса переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.
В связи с этим индивидуальные предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) или патентную систему налогообложения.
Таким образом, в случае, если доходы индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, превышают 60 млн рублей, указанный индивидуальный предприниматель может перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса либо на уплату ЕНВД в порядке, предусмотренном главой 26.3 Кодекса.
Кроме того, принятие решения о повышении ограничения по доходам налогоплательщиков для применения патентной системы налогообложения с 60 млн рублей до 120 млн рублей может привести к росту числа индивидуальных предпринимателей, перешедших на указанную систему налогообложения, и сокращению поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, уплачиваемых в соответствии с общим режимом налогообложения.
С учетом изложенного, увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения патентной системы налогообложения с 60 млн рублей до 120 млн рублей в настоящее время считаем нецелесообразным.
Одновременно сообщаем, что 23 марта 2016 года депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 1025686-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части продления срока действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - законопроект N 1025686-6).
Статьей 1 законопроекта N 1025686-6 предлагается продлить период применения налогоплательщиками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2021 года.
Указанный законопроект 20 мая 2016 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении с новым наименованием "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Запланированы изменения в НК РФ. Предусматривается увеличение предельного размера доходов для применения УСН.
Сообщается, что предельный уровень доходов, ограничивающий право налогоплательщиков на применение УСН, не является сдерживающим фактором применения данного специального налогового режима.
В отношении ПСН разъяснено следующее. Ограничение по доходам налогоплательщика для целей применения ПСН установлено в размере 60 млн руб.
ИП могут самостоятельно выбирать систему налогообложения: общий режим, УСН, ЕНВД или ПСН.
Если доходы ИП, применяющего ПСН, превышают 60 млн руб., он может перейти на УСН либо ЕНВД.
Не планируется увеличивать размер ограничения по доходам налогоплательщиков для применения ПСН с 60 млн руб. до 120 млн руб.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-11-11/31726
Текст письма официально опубликован не был