Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2016 г. N 11-АПГ16-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минуллиной Г.И. о признании не действующим в части постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 г. N 86 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю"
по апелляционной жалобе Минуллиной Г.И. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения Минуллиной Г.И., представителя Минуллиной Г.И. по доверенности Голубцова А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Мусиной А.Ф., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 г. N 74 "Об арендной плате за землю" утверждено положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения размер годовой арендой платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле, включающей в себя поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, указанные в приложении N 1 к Положению.
В соответствии с указанным приложением размеры поправочного коэффициента для земельных участков, вид разрешенного использования которых предполагает размещение объектов розничной торговли, различались в зависимости от вида таких объектов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 г. N 86 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" (далее - Постановление N 86) приложение N 1 к Положению изложено в новой редакции. Поправочный коэффициент по виду разрешенного использования земельного участка "под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью, киоски мелкорозничной торговли), объекты рынков, аптеки" был унифицирован и установлен равным 10,0.
Постановление N 86 официально опубликовано 17 февраля 2012 г. в статье 0500 издания "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", N 13.
Минуллина Г.И. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 марта 2012 г. Постановления N 86 в части установления коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка "под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью, киоски мелкорозничной торговли), объекты рынков, аптеки" равным 10,0.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит принципам экономической обоснованности и необоснованных предпочтений, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582), а также подпункту "д" пункта 3 названного постановления.
В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемые положения применены арбитражными судами при рассмотрении дела о взыскании с Минуллиной Г.И. задолженности по арендной плате за пользование земельным участком, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности объект незавершенного строительства. Принятие Постановления N 86 привело к увеличению поправочного коэффициента, применяемого при расчете арендной платы за пользование административным истцом указанным земельным участком, с 7,5 до 10, что привело к необоснованному расчету арендной платы, подлежащей уплате административным истцом.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2016 г., в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Минуллина Г.И., ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований.
Кабинетом Министров Республики Татарстан поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (действовавшего до 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, и пункта 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ, действующего на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела Постановление N 86 принято уполномоченным органом в установленной форме, согласовано с Министерством юстиции Республики Татарстан и официально опубликовано в соответствии с требованиями нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (статьи 10, 28 и 45 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 г. N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", Регламент Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан и Положение об Аппарате Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2005 г. N 563, Правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденные постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 г. N 426).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что действие положений Постановления Правительства Российской Федерации N 582, устанавливающих размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, не распространяется на урегулированные оспариваемым нормативным правовым актом правоотношения по расчету размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
Судебная коллегия полагает данный вывод правильным и соответствующим разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление N 86 противоречит принципу экономической обоснованности, подлежит отклонению.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Кроме того, при установлении арендной платы должен соблюдаться принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Как усматривается из материалов дела и документов, представленных на обозрение в суд апелляционной инстанции, установление Постановлением N 86 поправочного коэффициента в едином размере для земельных участков, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение объектов розничной торговли, обусловлено выполнением предписания антимонопольного органа об устранении нарушений принципа запрета необоснованных предпочтений. Таким образом, унификация указанного коэффициента произведена в целях приведения Положения в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 582.
При этом экономическая обоснованность размера поправочного коэффициента, в частности, подтверждается материалами анализа начислений арендной платы за землю по расположенным на территории г. Казани земельным участкам с указанным выше видом разрешенного использования, приложенными к заключению Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани по проекту оспариваемого нормативного правового акта.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Минуллиной Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2016 г. N 11-АПГ16-12
Текст определения официально опубликован не был