Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 июля 2016 г. N 305-ЭС16-2309 по делу N А40-123508/2014 Суд отменил принятые ранее судебные постановления и направил на новое рассмотрение дело о признании недействительными односторонних сделок по расторжению договора аренды и признании недействительным договора аренды, поскольку доводы истца и представленные в обоснование иска доказательства не были оценены судами первой и апелляционной инстанций, что позволило одной стороне договора - арендодателю, получить необоснованное преимущество в отношениях с другой стороной - арендатором в виде одностороннего досрочного расторжения договора аренды земельного участка

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон о введении в действие ЗК РФ предусматривает спецпорядок прекращения договоров аренды государственной или муниципальной земли в Москве и Санкт-Петербурге.

Речь идет о договорах, заключенных до 01.01.2011 для целей строительства, реконструкции недвижимости.

Такие договоры могут быть расторгнуты органом власти в одностороннем порядке (путем направления уведомления) в т. ч. при существенном нарушений их условий.

К подобным нарушениям, в частности, отнесены неисполнение в срок обязательств по строительству, реконструкции объекта, а также отсутствие разрешения на строительство, реконструкцию по истечении 5 лет со дня заключения договора.

Исходя из позиции СК по экономическим спорам ВС РФ, данные нормы не должны применяться формально.

Т. е. само по себе неисполнение арендатором в срок обязательств по строительству, реконструкции либо отсутствие разрешения по истечении 5 лет не во всех случаях служит основанием для такого одностороннего расторжения договора.

Причина - подобные факты могут быть обусловлены не только собственными действиями (бездействием) арендатора, но и действиями (бездействием) арендодателя, уполномоченных органов публичной власти, подведомственных организаций, должностных лиц либо предопределяться обстоятельствами непреодолимой силы.

В этих случаях применение последствия в виде одностороннего досрочного расторжения договора аренды не отвечало бы принципам справедливости и соразмерности.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 июля 2016 г. N 305-ЭС16-2309 по делу N А40-123508/2014


Текст определения официально опубликован не был



Хронология рассмотрения дела:


25.12.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 305-ЭС16-2309


31.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17680/15


16.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9130/18


02.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17680/15


20.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2991/17


08.12.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123508/14


12.07.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 305-ЭС16-2309


11.05.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 305-ЭС16-2309


14.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17680/2015


15.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18712/15


03.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123508/14