Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2016 г. N 305-ЭС16-8808
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В.
изучил кассационную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2015 по делу N А40-124387/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 по тому же делу
по иску Мэрии городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства управления финансами Самарской области и Министерства регионального развития Российской Федерации,
установил:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) убытков в размере 16 805 701 рубль.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016, заявление удовлетворено в полном объеме за счет субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице министерства; в удовлетворении требования к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлекшие нарушения прав министерства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, спор возник в связи с исполнением вступивших в законную силу судебных актов о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тяжелым заболеванием, входящим в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, вставшим на жилищный учет после 01.01.2005.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Самарской области от 11.07.2006 N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления а территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним категорий граждан, вставших на учет после 01.01.2005, применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма подлежит финансированию за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что министерство является органом исполнительной власти, к ведению которого в соответствии с положением о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.09.2014 N 599, относится, в том числе, обеспечение реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также выступает как главный распорядитель средств бюджета Самарской области, направляемых по указанному назначению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 25.09.2014 N 599" имеется в виду "от 31 октября 2007 г. N 225"
По изложенным основаниям суды пришли к выводу о том, что понесенные истцом убытки являются расходным обязательством Самарской области и, соответственно, подлежат взысканию за счет казны данного субъекта Российской Федерации. Выводы судов соответствуют правовой позиции, высказанной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 по делу N А60-35660/2014, от 02.03.2016 по делу N А60-45596/2014.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, заявителем не приведено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2016 г. N 305-ЭС16-8808 по делу N А40-124387/2014
Текст определения официально опубликован не был