Aircraft noise. Admissible noise levels in the region of dwelling-houses and methods of its measurement
МКС 49.100
Дата введения - 1 января 2015 г.
Взамен ГОСТ 22283-88
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ТК 323)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 мая 2014 г. 67-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
4 Настоящий стандарт имеет неэквивалентную степень соответствия (NEQ) с документом ИКАО Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, Том 1 "Авиационный шум"
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 821-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 22283-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 Взамен ГОСТ 22283-88
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни авиационного шума на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэродромов и аэропортов, а также на территориях жилой застройки городов и поселков городского типа вокруг вновь проектируемых аэродромов и аэропортов при взлете, пролете и посадке самолетов и вертолетов, при опробовании двигателей на аэродромах при ведении полетов, а также устанавливает методы измерения авиационного шума.
Настоящий стандарт не распространяется на воздействие звуковых ударов, возникающих при пролете самолетов со сверхзвуковой скоростью.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 17187-2010 Шумомеры. Часть 1 Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17228-2014 Самолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума создаваемого на местности
ГОСТ 17229-2014 Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности
ГОСТ 23023-85 Самолеты винтовые легкой весовой категории. Допустимые уровни шума. Методы определения уровней шума, создаваемого на местности
ГОСТ 24646-81 Самолеты транспортные сверхзвуковые. Допустимые уровни шума на местности и метод определения уровней шума
ГОСТ 24647-2014 Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Критерий оценки воздействия шума и его допустимые значения
3.1 Нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука и максимальный уровень звука LA, измеряемые в дБ А.
3.2 Эквивалентный уровень звука представляет собой значение длительного постоянного шума, который в пределах регламентируемого интервала времени имеет то же среднеквадратическое значение уровня, что и рассматриваемый авиационный шум, уровень звука которого LA(t) изменяется во времени. Регламентируемыми интервалами времени являются 16 ч дневного и 8 ч ночного времени суток (с 7.00 до 23.00 ч и с 23.00 до 7.00 ч).
Эквивалентный уровень звука в общем случае вычисляют по формуле:
,
(1)
где Т - регламентируемый интервал времени (57600 с в дневное время и 28800 с в ночное время).
Примечание - С учетом местных условий допускается изменять граничное время с 7.00 до 6.00 или до 8.00 ч без изменения общей продолжительности дневного и ночного периодов.
3.3 На вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Время суток |
Эквивалентный уровень звука , дБ А |
Максимальный уровень звука при единичном воздействии LA, дБ А |
День (с 7.00 до 23.00 ч) |
55 |
75 |
Ночь (с 23.00 до 7.00 ч) |
45 |
65 |
3.4 В дневное время допускается превышение установленного уровня звука LA не более, чем на 10 дБ А для аэродромов 1-го, 2-го классов и для заводских аэродромов. При числе пролетов, превышающих уровень звука - не более десяти в один день.
При реконструкции аэропортов или изменении условий эксплуатации воздушных судов (ВС) акустическая обстановка на территориях жилой застройки не должна ухудшаться.
3.5 При пролетах сверхзвуковых самолетов допускается превышать установленные уровни звука LA на 10 дБ А и на 5 дБ А в течение не более двух суток одной недели.
4 Методы и условия измерения шума
4.1 Соответствие установленным в 3.3 нормам определяют по результатам не менее чем трех непосредственных измерений в дневной и ночной периоды с последующим осреднением. При определении эквивалентных уровней звука допускается применять приближенные методы расчета, приведенные в приложении А.
4.2 Измерения следует проводить в условиях нормальной деятельности аэропорта в периоды наиболее интенсивного движения и при полетах ВС наиболее шумных типов в точках, расположенных в характерных местах существующей или планируемой жилой застройки вблизи маршрутов движения ВС.
4.3 Измерения шума следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 23337 на открытых площадках (вне звуковой тени) или на расстоянии не менее 2 м от отражающих конструкций зданий.
Между точкой измерения и ВС не должно быть препятствий, искажающих звуковое поле. Места для измерения шума должны быть расположены на ровной поверхности с соблюдением условий отсутствия чрезмерного избыточного затухания звука (высокая трава, кустарник или лесные участки).
Рабочий центр микрофона располагают на высоте 1,2 м над уровнем земной поверхности или поверхностью сооружений. Ось микрофона должна быть ориентирована в сторону ожидаемого излучения максимального шума. Допускается использовать ориентацию микрофона, регламентируемую ГОСТ 17229 при сертификационных испытаниях ВС по шуму.
Если скорость ветра превышает 1 м/с, то при измерениях используют ветрозащитный экран для микрофона.
4.4 Измерения проводят:
- при отсутствии осадков;
- при температуре воздуха от 2 °С до 35 °С на высоте 10 м над землей;
- при относительной влажности окружающего воздуха от 20 % до 95 %;
- при относительной влажности и температуре окружающего воздуха, обеспечивающих затухание звука в третьоктавной полосе центральной частотой 8 кГц не более 10 дБ/100 м;
- при средней скорости ветра на высоте 10 м над землей не более 5 м/с и поперечной составляющей ветра не более 2,5 м/с;
- при отсутствии аномальных условий ветра, существенно влияющие на измеряемые уровни шума.
Примечания
1 Если для получения относительной влажности измерение температуры влажного и сухого воздуха проводят прибором с погрешностью 0,5 °С, то затухание звука в третьоктавной полосе центральной частотой 8 кГц должно быть не более 12 дБ/100 м;
2 При измерении скорости ветра используется тридцатисекундный период усреднения, соответствующий периоду уменьшения уровня шума на 10 дБ.
Измерения не проводят при неблагоприятных сочетаниях температуры и относительной влажности окружающего воздуха (см. заштрихованный участок на рисунке 1).
Рисунок 1
4.5 Не следует проводить измерения в случаях, когда уровень шумового фона отличается от уровней шума самолетов менее чем на 10 дБ.
4.6 Результаты измерений оформляют протоколом, в котором указывают время и место проведения измерений, характер поверхности в точке измерения, тип ВС, используемую аппаратуру, результаты измерений максимальных и эквивалентных уровней звука и уровней шумового фона или расчета эквивалентных уровней звука, заключение о соответствии уровней шума требованиям, установленным настоящим стандартом.
Форма протокола дана в приложении Б.
4.7 Систематический контроль соответствия шума на территории жилой застройки следует осуществлять с помощью стационарных и передвижных аэродромных систем контроля авиационного шума. Основные требования и рекомендации по такому контролю изложены в приложении В.
5 Состав и требования к контрольно-измерительной аппаратуре
5.1 Для акустических измерений следует применять шумомеры, комбинированные измерительные системы или автоматические устройства, предназначенные для определения максимальных и эквивалентных уровней звука и соответствующие классам точности 0; 1 или 2 по ГОСТ 17187.
5.2 Аппаратура, используемая для непосредственных измерений максимальных и эквивалентных уровней звука в соответствии с 3.2, может включать:
- цифровую измерительную систему с соответствующим программным обеспечением;
- анализатор шума со встроенными микропроцессорами;
- шумомер;
- шумомер и регистратор уровня;
- шумомер, регистратор уровня и статистический анализатор;
- шумомер и магнитный регистратор.
5.3 До начала измерений, в процессе их проведения и после завершения следует проводить проверку общей чувствительности измерительной системы с помощью акустического калибратора, генерирующего известные уровни звукового давления на известных частотах, либо любым другим способом, оговоренным в инструкции по эксплуатации средства измерения.
5.4 Используемая измерительная аппаратура должна иметь действующее свидетельство о поверке, выданное компетентным органом.
5.5 Характеристики используемых в измерениях магнитных регистраторов должны удовлетворять требованиям ГОСТ 17229.
6 Оформление и предоставление результатов измерений и расчета
6.1 Результаты выполненных измерений оформляют актом, утверждаемым руководителем организации, специалисты которой осуществляли указанные измерения. В акте четко указывают цель предпринятых исследований, приводят необходимую информацию о режиме работы аэропорта и типах эксплуатируемых ВС, сведения о наличии акустического паспорта аэропорта и возможные рекомендации по снижению шума применительно к конкретным условиям и поставленным целям.
6.2 При измерениях рекомендуется использовать протокол, форма которого приведена в приложении Б.
6.3 Важнейшая исходная информация, на основании которой выполняют необходимые расчеты эквивалентного уровня, включая расчетную интенсивность полетов в дневное и ночное время с указанием типов эксплуатируемых ВС, режим работы аэропорта и действующие в нем ограничения, предоставляется руководством аэропорта или согласовывается с ним.
6.4 Для согласования плана расположения новой жилой застройки вблизи аэропорта из условий создаваемого ВС шума следует использовать расчетные зоны воздействия шума с допустимыми значениями по 3.3. Исходная информация и основные требования для расчетного определения указанных зон воздействия шума для существующих и перспективных условий эксплуатации аэропорта приведены в приложении Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 821-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2015 г.
Дата введения - 1 января 2015 г.
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2021 г., N 12