Определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 308-ЭС16-8643
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Автотранс" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2016 по делу N А53-16465/2014 Арбитражного суда Ростовской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 7 544 241 рубля 90 копеек убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за 2011-2013 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Волгодонска, Министерство финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" г. Волгодонска.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2014 заявленные требования о взыскании убытков с Минфина России за счет казны Российской Федерации удовлетворены.
Установив основания, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, и привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство финансов Ростовской области.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 решение суда первой инстанции отменено и в удовлетворении иска отказано.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.04.2016 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранс" обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на постановления суда апелляционной инстанции и окружного суда, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
Как установлено судами, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городе Волгодонске по тарифам, установленным органами местного самоуправления, на основании лицензии от 26.07.2002 N АСС-61-0062424.
Согласно договорам от 01.08.2005 N 13-пк и от 27.09.2011 N 3 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, общество (перевозчик) оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату за проезд в общественном городском транспорте по тарифам, установленным администрацией, общество оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", общество "Автотранс" заключило договоры с Департаментом труда и социального развития Администрации Волгодонска от 04.04.2011 N 116, от 10.02.2011 N 68, от 18.01.2013 N 29, согласно которым перевозчик предоставляет меры социальной поддержки льготным категориям граждан по проезду в городском транспорте общего пользования, а департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотоков льготных категорий граждан.
Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определялось на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков, которые утверждались постановлениями администрации города.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске установлены постановлениями администрации города Волгодонска от 31.08.2004 N 1971 в размере 7 рублей, от 27.06.2011 N 1632 - 10 рублей, от 24.10.2012 N 3150 - 12 рублей.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232, которым утверждено Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, в соответствии с котором проезд льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета стоимостью 265 рублей.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных предприятий за льготный проезд.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) осуществляется на основе отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета.
Таким образом, Ростовской областью определена методика компенсации затрат транспортных организаций, осуществляющих перевозки жителей Ростовской области, согласно которой часть полной стоимости проезда оплачивалась перевозчику льготными пассажирами при приобретении ими проездных билетов. Другая часть выплачивалась перевозчикам, в том числе истцу, из бюджета субъекта Российской Федерации в виде компенсации выпадающих доходов.
Полагая, что установленная стоимость единого социального проездного билета занижена по сравнению с действительными ежемесячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан, общество обратилось с иском о взыскании убытков.
Руководствуясь положениями статей 15, 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26.3 и 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции и окружной суд сделали выводы об отсутствии правовых оснований для предъявления иска к Российской Федерации в то время как полномочия по обеспечению мер социальной поддержки переданы субъектам Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области, которая приняла на себя расходные обязательства субъекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Ростовской области, суды пришли к выводу об отсутствии достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров, а также об отсутствии фактически произведенных им расходов на проезд льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру, исходя из их количества.
Доводы, приведенные в жалобе, о доказанности убытков и отсутствии методики возмещения убытков были рассмотрены судами и отклонены как необоснованные. Оснований для переоценки выводов судов не усматривается. Приводимые доводы выводы судов апелляционной инстанции и окружного суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход
дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Автотранс" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2016 г. N 308-ЭС16-8643 по делу N А53-16465/2014
Текст определения официально опубликован не был