Постановление Верховного Суда РФ от 4 июля 2016 г. N 46-АД16-17
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Макушкина С.Е., действующего в интересах Шавариной М.Г. на постановление мирового судьи судебного участка N 122 судебного района города Чапаевска Самарской области от 29.05.2015, решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 03.07.2015 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 19.08.2015 N 4а-630/2015, вынесенные в отношении Шавариной М.Г. (далее - Шаварина М.Г.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 122 судебного района города Чапаевска Самарской области от 29.05.2015, оставленным без изменения решением судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 03.07.2015 и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 19.08.2015 N 4а-630/2015, Шаварина М.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Макушкин С.Е. просит об отмене состоявшихся в отношении Шавариной М.Г. судебных постановлений, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шавариной М.Г. к административной ответственности), обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений данной статьи, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в нем должны быть указаны, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 22.04.2015 инспектором отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по городу Чапаевску Красновой А.В. в отношении Шавариной M.Г. составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 22.04.2015 в 15 часов 00 минут в магазине "Ивушка", расположенном по адресу: Самарская область, город Чапаевск, ул. Радищева, 34а, Шаварина М.Г., будучи продавцом, осуществила розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему Г. (л.д. 4).
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что фактически данный протокол составлен должностным лицом ОМВД России в момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шавариной М.Г. к административной ответственности, днем ранее - 21.04.2015, при этом дата совершения правонарушения в нем не была указана.
На следующий день должностным лицом ОМВД России в отсутствие Шавариной М.Г. в данном протоколе была проставлена дата совершения административного правонарушения 22.04.2015.
Это следует из протокола об административном правонарушении (л.д. 4), объяснений инспектора отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по городу Чапаевску Красновой А.В., свидетелей - должностных лиц ОМВД России по городу Чапаевску С.К. показаний лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Шавариной М.Г., данных в ходе производства по делу и нашедших отражение в постановлении мирового судьи (л.д. 46-48, 95-97).
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, данные, свидетельствующие о том, что Шаварина М.Г. извещалась о внесении 22.04.2015 дополнений в протокол об административном правонарушении, а также о вручении ей копии протокола с внесенными дополнениями, в материалах дела отсутствуют.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу.
Указанные доводы приводились Шавариной М.Г. и ее защитником в ходе рассмотрения данного дела, однако судебными инстанциями надлежащая оценка им не дана (л.д. 105-107). При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 122 судебного района города Чапаевска Самарской области от 29.05.2015, решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 03.07.2015 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 19.08.2015 N 4а-630/2015, вынесенные в отношении Шавариной М.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы защитника Макушкина С.Е. срок давности привлечения Шавариной М.Г. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Макушкина С.Е., действующего в интересах Шавариной М.Г., удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 122 судебного района города Чапаевска Самарской области от 29.05.2015, решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 03.07.2015 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 19.08.2015 N 4а-630/2015, вынесенные в отношении Шавариной М.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 4 июля 2016 г. N 46-АД16-17
Текст постановления официально опубликован не был