Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54959-2012
"Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 августа 2012 г. N 244-ст)
Railway communication. Train radio communication. Technical specifications and methods of control
Дата введения - 1 апреля 2013 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2016 г. N 1853-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33973-2016 "Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля"
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 августа 2012 г. N 244-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза:
"О безопасности железнодорожного подвижного состава";
"О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";
"О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную электросвязь и устанавливает технические требования и методы контроля системы поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50016-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Требования к ширине полосы радиочастот и внеполосным излучениям радиопередатчиков. Методы измерений и контроля
ГОСТ Р 50397-92 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ Р 50799-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость технических средств радиосвязи к электростатическим разрядам, импульсным помехам и динамическим изменениям напряжения сети электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50842-95 Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная. Устройства радиопередающие народнохозяйственного применения. Требования к побочным радиоизлучениям. Методы измерения и контроля
ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ Р 55176.2-2012 (МЭК 62236-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 2. Электромагнитное излучение от железнодорожных систем в целом во внешнюю окружающую среду. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 55176.3.1-2012 (МЭК 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Подвижной состав. Требования и методы испытаний
ГОСТ 12252-86 Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений
ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 23611-79 Совместимость радиоэлектронных средств электромагнитная. Термины и определения
ГОСТ 24291-90 Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения
ГОСТ 24375-80 Радиосвязь. Термины и определения
ГОСТ 30372-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23611, ГОСТ 24291, ГОСТ 24375, ГОСТ 30372, ГОСТ Р 50397, ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абонент поездной радиосвязи (абонент): Работник железнодорожного транспорта, использующий средства и виды поездной радиосвязи.
3.2 владелец инфраструктуры (железнодорожного транспорта): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
3.3
выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками. [ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 г., статья 2] |
3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на всей длине или на отдельных участках которой обращаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч.
3.5 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, станционную.
3.6 заказчик: Юридическое лицо, по договору с которым создаются средства железнодорожной связи.
3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг радиосвязи, подтвержденная эксплуатирующей организацией.
3.8
зонная сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной радиосвязи, предназначенная для обмена информацией между стационарными и подвижными абонентами, находящимися на ограниченной территории - зоне, на территории железнодорожной станции или перегона. [ГОСТ Р 53953-2010, статья 47] |
3.9 интероперабельность: Способность технических средств, интерфейсы которого полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими техническими средствами без каких-либо ограничений доступа и реализации.
3.10
инфраструктура железнодорожного транспорта (далее инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. [ФЗ N 17-ФЗ от 24.12.2002 г., статья 2] |
3.11
использование радиочастотного спектра: Обладание разрешением на пользование и фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, целей. [ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 г., статья 2] |
3.12 линейная радиосеть: Радиосеть, построенная по радиопроводному принципу и обеспечивающая непрерывную связь между стационарными и подвижными абонентами, рассредоточенными вдоль участка железной дороги.
3.13 линейные устройства поездной радиосвязи: Устройства, обеспечивающие условия распространения высокочастотной энергии по направляющим линиям с минимальными потерями, защиту аппаратуры радиосвязи от перенапряжений, электробезопасность лиц, пользующихся радиосвязью и производящих техническое обслуживание аппаратуры поездной радиосвязи.
3.14 линейный канал поездной радиосвязи: Канал связи, используемый для соединения, передачи речевых сигналов и сигналов взаимодействия между распорядительной станцией, находящейся в диспетчерском центре управления, и стационарными радиостанциями, установленными вдоль участка железной дороги.
3.15 направляющие линии поездной радиосвязи: Совокупность проводов линий электропередачи либо специально подвешиваемых проводов (одно- или двухпроводных линий) и линейных устройств поездной радиосвязи, обеспечивающая распространение высокочастотной энергии гектометрового радиочастотного диапазона вдоль железнодорожных линий с минимальным затуханием.
3.16 помехоподавляющие устройства: Технические средства, устанавливаемые для снижения уровня индустриальных помех.
3.17
радиоэлектронные средства: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование. [ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 г., статья 2] |
3.18 раздельный пункт: Пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки.
3.19
распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в документе "Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации", на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования. [ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 г., статья 2] |
3.20 резервирование: Применение дополнительного оборудования и средств (возможностей) с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких элементов.
3.21
сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов и (или) для передач данных информационных и управляющих систем. [ГОСТ Р 53953-2010, статья 45] |
3.22
система поездной радиосвязи: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой. [ГОСТ Р 53953-2010, статья 49] |
3.23 скоростной участок: Железнодорожная линия, на всей длине или на отдельных участках которой обращаются высокоскоростные и (или) скоростные пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ч.
3.24 техническое обслуживание: Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности объекта обслуживания при использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
3.25 цифровая сеть радиосвязи: Сеть радиосвязи, характеризующаяся использованием только цифровых стандартов и сигналов для представления, передачи и распределения всех сообщений.
3.26 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
БС - базовая(стационарная)станция;
ВЧ - высокочастотный (сигнал);
ГКРЧ - Государственная комиссия по радиочастотам;
ГМВ - гектометровые радиоволны;
ДМВ - дециметровые радиоволны;
ДНЦ - диспетчер поездной;
ДСП - дежурный по железнодорожной станции;
Е1 - первичный цифровой канал со скоростью передачи 2048 кбит/сек;
ЕСМА - единая система мониторинга и администрирования;
MB - метровые радиоволны;
МСЭ-Т (ITU-T) - Международный союз электросвязи. Сектор стандартизации электросвязи;
ОТС - оперативно-технологическая связь;
ПРС - поездная радиосвязь;
ПУ - пульт управления;
РВ - радиостанция возимая (локомотивная);
РН - радиостанция носимая;
PC - радиостанция стационарная;
РЭС - радиоэлектронное средство;
СП - система передачи;
СПД - сеть передачи данных;
СР - станция распорядительная;
СМА - система мониторинга и администрирования;
ТЧ - тональная частота (канал);
УС - устройство сопряжения каналов;
DSL - цифровая абонентская линия;
Ethernet (Eth) - протокол пакетной передачи данных локальных сетей;
G.703 - протокол обслуживания сетей передачи данных;
GSM-R - стандарт цифровой железнодорожной системы мобильной связи;
IEEE-802.3u - протокол подключения к IP-сети;
IP - сетевой протокол негарантированной доставки данных;
TETRA - стандарт цифровой транкинговой системы мобильной связи.
5 Основные положения
5.1 Назначение системы поездной радиосвязи
Система поездной радиосвязи (далее - система) предназначена для обеспечения оперативного управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте и повышения безопасности движения поездов.
5.2 Перечень абонентов, которые имеют право пользования системой поездной радиосвязи
5.2.1 Система должна обеспечивать в соответствии с [1] устойчивую двустороннюю связь машинистов поездных локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава с:
- поездным диспетчером в пределах всего диспетчерского участка;
- дежурными по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон;
- машинистами встречных и вслед идущих локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, находящихся на одном перегоне;
- дежурными по переездам и локомотивным депо в пределах одного перегона;
- начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и помощником машиниста при выходе его из кабины на расстояние, необходимое для ограждения поезда, и удалении его от оси пути следования поезда в пределах действия носимой радиостанции.
5.2.2 Система включает в себя линейные и зонные радиосети.
5.3 Использование радиочастотного спектра
5.3.1 Система должна быть организована в диапазонах частот, выделенных решениями ГКРЧ для организации сетей технологической железнодорожной радиосвязи:
- гектометровом диапазоне длин волн (2 МГц);
- метровом диапазоне длин волн (160 МГц);
- дециметровом диапазоне длин волн (900 МГц - стандарт GSM-R, 460 МГц - стандарт TETRA).
5.3.2 Система может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с таблицей распределения полос радиочастот [2] и при условии получения в установленном порядке решения ГКРЧ по выделению полос радиочастот для функционирования поездной радиосвязи.
6 Технические требования
6.1 Требования к системе поездной радиосвязи в зависимости от категории (класса) железнодорожной линии (участка)
6.1.1 Все участки железнодорожного транспорта, где обращаются поезда, должны быть оборудованы поездной радиосвязью.
Высокоскоростные участки оборудуют цифровой системой поездной радиосвязи (стандарты GSM-R, TETRA или другие, обеспечивающие радиосвязь при движении абонентов со скоростью более 200 км/ч).
При выборе цифрового стандарта при организации поездной радиосвязи должны учитываться условия обеспечения совместимости (в том числе интероперабельности) смежных участков железнодорожных линий.
6.1.2 Система поездной радиосвязи реализуется с использованием аналоговых, цифровых и сочетания аналоговых и цифровых видов радиосвязи.
6.1.3 Принцип организации системы поездной радиосвязи
6.1.3.1 В линейных сетях поездной радиосвязи стационарные радиостанции (базовые станции), распределенные вдоль диспетчерского участка железной дороги, соединяются с распорядительной станцией (коммутационным оборудованием) с помощью линейного канала.
Линейные цифровые сети поездной радиосвязи могут быть организованы с использованием GSM-R, TETRA и других стандартов радиосвязи.
Пример организации линейной цифровой сети поездной радиосвязи приведен в приложении А.
Линейные аналоговые сети поездной радиосвязи могут быть организованы с использованием гектометрового и метрового радиочастотных диапазонов.
Пример организации линейной аналоговой сети поездной радиосвязи приведен в приложении А.
Стационарные радиостанции в этих системах соединены групповым или Ethernet-каналом с распорядительной станцией диспетчерского участка. Групповой канал реализуется с использованием аналоговых или цифровых линейных каналов связи.
6.1.3.2 Зонные сети поездной радиосвязи организуются на ограниченной территории железнодорожной линии без подключения стационарных радиостанций к распорядительной станции.
Пример организации зоновой сети поездной радиосвязи приведен в приложении А.
6.1.4 Скоростные и высокоскоростные участки железных дорог должны оборудоваться цифровыми системами радиосвязи, обеспечивающими поездную радиосвязь при наибольших допустимых скоростях движения, с использованием цифровых каналов сетей связи.
6.2 Технические требования к структуре построения и технические средства поездной радиосвязи
6.2.1 Линейные цифровые сети поездной радиосвязи строят в соответствии со структурой и техническими средствами используемого стандарта цифровой радиосвязи (GSM-R, TETRA и др.).
В состав цифровой сети поездной радиосвязи входят:
- базовые станции;
- цифровая сеть передачи данных;
- возимые (локомотивные) радиостанции;
- носимые радиостанции;
- пульты управления;
- коммутационное оборудование сети радиосвязи;
- диспетчерская система;
- система управления сетью.
6.2.2 Линейные аналоговые сети поездной радиосвязи строят по принципу совместного использования проводного канала между распределительными станциями и стационарными радиостанциями, установленными на раздельных пунктах, и канала радиосвязи между стационарными радиостанциями и радиостанциями на локомотивах.
В состав сети поездной радиосвязи входят:
- распорядительная станция поездного диспетчера;
- стационарные радиостанции соответствующего диапазона радиочастот (ГМВ, MB);
- возимые (локомотивные) радиостанции;
- носимые радиостанции диапазона MB;
- проводной канал связи, организованный с помощью аналоговых или цифровых систем проводной связи;
- в диапазоне ГМВ - направляющие линии для ВЧ-сигнала, которыми могут служить специально подвешиваемые провода (одно- и двухпроводные волноводы), провода линий электропередачи с необходимыми элементами обустройства, а также Г- или Т-образные стационарные антенны.
6.2.3 Зонные сети поездной радиосвязи строят по радиальному принципу.
В состав зонной сети поездной радиосвязи входят:
- стационарная радиостанция соответствующего диапазона частот (ГМВ, MB);
- возимые (локомотивные) радиостанции;
- носимые радиостанции диапазона MB.
6.3 Требования к зонам радиопокрытия (минимально допустимые уровни сигналов) и качеству связи
6.3.1 Радиоканалы, используемые в диапазоне 460 МГц (стандарт TETRA), должны соответствовать следующим требованиям:
- обеспечение вероятности связи по месту и времени 95%;
- минимально допустимый уровень сигнала минус 85 дБ (1 мВт).
6.3.2 Радиоканалы, используемые в диапазоне 900 МГц (стандарт GSM-R), должны соответствовать следующим требованиям:
- обеспечение вероятности связи по месту и времени 95%;
- минимально допустимый уровень сигнала минус 92 дБ (1 мВт).
6.3.3 Значения минимально допустимых уровней полезного сигнала на входе приемника возимой радиостанции в сети поездной радиосвязи гектометрового диапазона для вероятности связи, равной 95% по месту и времени, приведены в таблице 6.1.
6.3.4 Значения минимально допустимых уровней полезного сигнала на входе приемника возимой радиостанции в сети поездной радиосвязи диапазона метровых волн (160 МГц) для участка железной дороги, проходящего по среднепересеченной местности, приведены в таблице 6.2. Контроль зон покрытия стационарных радиостанций поездной радиосвязи должен проводиться по минимально допустимому уровню сигнала при вероятности связи 95% по месту и времени.
Таблица 6.1 - Минимально допустимые уровни сигнала в ГМВ-диапазоне
Вид тяги |
Минимальный уровень полезного сигнала на входе приемника возимой радиостанции, дБ (1 мкВ) |
Электрическая тяга переменного тока |
72 |
Электрическая тяга постоянного тока |
70 |
Автономная тяга |
47 |
Примечание - Для скоростных и высокоскоростных поездов минимальный уровень полезного сигнала определяется по формуле (1 мкВ), где - уровень помех, создаваемых поездом в канале поездной радиосвязи, указанный в технической документации на поезд. |
Таблица 6.2 - Минимально допустимые уровни сигнала в МВ-диапазоне
Вид тяги |
Минимальный уровень полезного сигнала на входе приемника радиостанции РВ, дБ (1 мкВ), для вероятности связи, равной 95% по месту и времени |
Автономная тяга |
6 |
Электрическая тяга постоянного тока при скорости движения, км/ч: - до 120 - свыше 120 |
8 12 |
Электрическая тяга переменного тока: - при электровозной тяге - при автономной тяге |
14 16 |
Примечания - Для всех подвижных единиц, не связанных с контактной сетью, на электрифицированных участках постоянного тока следует принимать равным 10 дБ (1 мкВ). Для всех подвижных единиц со скоростями движения более 160 км/ч уровень следует увеличивать на 6 дБ (1 мкВ). |
6.4 Требования к каналам связи
6.4.1 Организация линейных каналов системы поездной радиосвязи
Линейный канал в сети поездной радиосвязи может быть реализован на базе цифровых или аналоговых систем передачи.
6.4.1.1 При организации линейных каналов в цифровых системах передачи могут использоваться:
- цифровые каналы потока Е1 с подключением стационарных радиостанций (базовых станций) к проводному каналу по интерфейсу G.703 в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т [3]. Резервирование потоков Е1 должно быть обеспечено посредством кольцевой структуры сети связи с пространственным разнесением;
- каналы IP-сети с подключением стационарных радиостанций (базовых станций) по интерфейсу Ethernet в соответствии с протоколом IEEE-802.3 [4]). Технология сетевого взаимодействия распорядительных станций и стационарных радиостанций поездной радиосвязи должна соответствовать стандартным протоколам IP-сети.
6.4.1.2 При организации линейных каналов для линейной сети ПРС в аналоговых системах пере дачи могут использоваться:
- двухпроводные физические линии;
- четырехпроводные каналы ТЧ.
Стационарные радиостанции аналоговой поездной радиосвязи могут соединяться с распорядительной станцией двухпроводной физической линией, четырехпроводным окончанием канала ТЧ или через сеть ОТС.
6.4.1.3 Допускается при организации линейных каналов поездной радиосвязи использовать сочетание каналов цифровых и аналоговых систем передачи.
Примеры структурных схем реализации линейных каналов на базе цифровых, аналоговых систем передачи и их сочетаний приведены в приложении А.
6.4.2 Установление соединения
6.4.2.1 В цифровой сети поездной радиосвязи установление соединения и его удержание в процессе движения осуществляются в соответствии с алгоритмом используемого стандарта цифровой радиосвязи.
6.4.2.2 В аналоговой сети поездной радиосвязи установление соединения осуществляется посылкой вызывного сигнала, переводящего соответствующие радиостанции из режима "Дежурный прием" в режим "Прием".
Параметры сигналов вызова, применяемых для установления связи по радиоканалу в сетях поездной радиосвязи, и ответных сигналов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.3.
Таблица 6.3 - Параметры вызывных сигналов
Вызываемые абоненты |
Частота сигнала, Гц |
Длительность сигнала, с |
ДНЦ |
7002 или 21002 |
1 ... 2 |
ТЧМ |
10002 |
1 ... 2 |
ДСП |
14002 |
1 ... 2 |
Ответный сигнал |
9002 |
0,8 ... 1,0 |
6.4.2.3 В зонных сетях поездной радиосвязи время установления соединения не должно превышать 6 с. Время установления соединения в линейных сетях поездной радиосвязи не более 7 с.
6.4.2.4 Вызов абонентов
В системе поездной радиосвязи используются групповые, избирательные и индивидуальные вызовы.
Групповой и избирательный вызовы в цифровой системе радиосвязи осуществляются в соответствии с алгоритмом используемого стандарта цифровой радиосвязи.
В аналоговых системах вызов машинистов поездных локомотивов от поездных диспетчеров и дежурных по железнодорожным станциям должен быть как групповым, так и индивидуальным (при использовании стационарных радиостанций с цифровым интерфейсом).
При использовании стационарных радиостанций с цифровым интерфейсом должна обеспечиваться возможность вызова и ведения переговоров между поездным диспетчером и дежурными по железнодорожным станциям, а также между дежурными по железнодорожным станциям без использования радиоканала и переадресация вызова, поступившего на радиостанцию с выключенным пультом, установленную на станции, где нет круглосуточного дежурства, на соседнюю радиостанцию.
В линейной сети аналоговой поездной радиосвязи при поступлении вызова от локомотивной радиостанции должен осуществляться автоматический выбор стационарной радиостанции:
а) имеющей цифровой интерфейс - с наибольшим отношением сигнал/шум, а при их равенстве - с наибольшим уровнем ВЧ-сигнала;
б) имеющей аналоговый интерфейс - с наибольшим уровнем ВЧ-сигнала, с исключением возможности подключения двух радиостанций к линейному каналу.
6.5 Требования к стационарной и подвижной аппаратуре
6.5.1 Требования к аппаратуре цифровой ПРС
В цифровой сети стационарная и подвижная аппаратура должна соответствовать требованиям используемого стандарта цифровой радиосвязи.
Оборудование базовых станций, коммутационное оборудование, оборудование управления сетью должно соответствовать требованиям следующих документов:
- для стандарта TETRA - правилам применения [5] и [6];
- для стандарта GSM-R в части электрических параметров - правилам применения [7], [8], [9].
6.5.2 Требования к аппаратуре аналоговой ПРС
Оборудование аналоговых сетей ПРС должно соответствовать правилам применения [10] и [11].
6.5.2.1 В диапазоне ГМВ радиоаппаратура должна удовлетворять следующим требованиям:
- режим работы - симплексный;
- частотная (класс излучения 11K8F3E) и фазовая (класс излучения 11K8G3E) модуляция;
- частотный разнос между каналами 20 кГц;
- ширина полосы частот излучения (на уровне минус 30 дБ) 11,8 кГц;
- максимальная девиация частоты передатчика не более 2,5 кГц;
- чувствительность приемника при отношении сигнал/шум 12 дБ не более 5 мкВ;
- избирательность приемника по соседнему каналу не менее 60 дБ;
- избирательность приемника по побочным каналам не менее 60 дБ;
- интермодуляционная избирательность не менее 50 дБ;
- коэффициент нелинейных искажений приемника не более 5%.
6.5.2.2 В диапазоне 160 МГц радиоаппаратура должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12252.
Примечание - Допускается использование радиосредств с частотным интервалом между каналами 12,5 кГц.
6.5.3 Обеспечение электромагнитной совместимости
ЭМС обеспечивается выполнением требований по устойчивости аппаратуры поездной радиосвязи к воздействию внешних помех и допустимым уровням излучаемых помех.
По уровням излучаемых помех радиостанции поездной радиосвязи должны отвечать требованиям ГОСТ 12252, ГОСТ Р 50016 и ГОСТ Р 50842.
По устойчивости к воздействию внешних помех технические средства ПРС должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50799, ГОСТ Р 51317.4.3, ГОСТ Р 51317.4.6.
Инфраструктура железнодорожного транспорта и тяговый подвижной состав должны быть оборудованы помехоподавляющими устройствами.
6.5.4 Требования к электропитанию
6.5.4.1 Стационарное оборудование поездной радиосвязи должно обеспечиваться электропитанием по категории I от сетей с номинальными значениями напряжения 220 В и частоты 50 Гц. Отклонения номинального напряжения сетей (в том числе кратковременные) от указанной величины могут быть в сторону уменьшения и увеличения - не более 10%.
6.5.4.2 Возимое (локомотивное) оборудование поездной радиосвязи должно обеспечиваться электропитанием от бортовой сети локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава и сохранять работоспособность при изменении напряжения питания в пределах:
- локомотивный вариант - от 32 до 165 В;
- возимый вариант - от 10 до 32 В.
В блоке питания должна быть предусмотрена защита от переполюсовки, перенапряжений до 725 В с длительностями до 10 мс, а также от пропаданий напряжения длительностью до 20 мс.
6.5.5 Требования к механическим и климатическим воздействиям
По устойчивости к механическим и климатическим воздействиям оборудование поездной радиосвязи должно соответствовать требованиям ГОСТ 16019.
7 Методы контроля
7.1 Требования к испытаниям
7.1.1 Контроль (измерение) параметров поездной радиосвязи осуществляется на этапах ввода в эксплуатацию системы поездной радиосвязи (приемочные испытания) и в процессе эксплуатации (периодические, контрольные испытания).
7.1.2 Приемочные испытания системы поездной радиосвязи проводятся при завершении строительства или реконструкции (модернизации) системы по программе и методике, утвержденной заказчиком.
7.1.2.1 Приемочные испытания цифровой системы поездной радиосвязи должны включать в себя измерение электрических параметров и контроль функционирования. Должно проверяться их соответствие требованиям технического задания на систему.
7.1.2.2 Приемочные испытания аналоговой системы поездной радиосвязи должны включать в себя измерение электрических параметров, приведенных в 6.4.2, 6.5.2 и 6.5.4, контроль соответствия функционирования системы требованиям 6.4.2 и 6.5.2, соответствия параметров и функций требованиям технического задания на систему.
7.1.3 Периодические и контрольные испытания должны включать в себя измерение технических параметров, претерпевающих изменение в процессе эксплуатации.
7.1.3.1 Испытания цифровой сети поездной радиосвязи должны включать в себя измерение зон покрытия базовых станций и параметров оборудования соответствующего цифрового стандарта радиосвязи.
7.1.3.2 Испытания аналоговой сети поездной радиосвязи должны включать в себя измерение зон покрытия стационарных радиостанций и основных технических параметров, приведенных в 6.4.2 и 6.5.2.
7.1.4 Устройства поездной радиосвязи, имеющие техническую возможность, должны быть включены в систему мониторинга и администрирования (СМА) поездной радиосвязи, предназначенную для контроля и администрирования параметров системы радиосвязи владельца инфраструктуры.
7.1.5 СМА поездной радиосвязи должна входить в ЕСМА технологической сети связи владельца инфраструктуры.
7.2 Требования к условиям, при которых проводят контроль
Проверка поездной радиосвязи осуществляется путем контроля (измерения) основных параметров радиоканалов, радиостанций, базовых станций, коммутационного оборудования, антенно-фидерных трактов, антенно-мачтовых сооружений, направляющих линий (волноводов) и других элементов инфраструктуры с использованием следующих технических средств:
- единой системы мониторинга и администрирования сети технологической связи;
- вагонов-лабораторий радиосвязи и диагностических комплексов, оснащенных специальным оборудованием для контроля поездной радиосвязи;
- специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов.
Инфраструктура, обеспечивающая работоспособность поездной радиосвязи, подвергается следующим видам контроля:
- периодические проверки;
- контрольные проверки.
С использованием ЕСМА осуществляется проверка основных параметров оборудования и устройств (радиоэлектронных средств, коммутационного оборудования, источников электроснабжения, антенно-фидерных трактов и др.) поездной радиосвязи.
Мониторинг и администрирование цифрового оборудования должны осуществляться в соответствии со стандартными протоколами.
Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля основных параметров поездной радиосвязи с использованием ЕСМА определяются техническими возможностями ЕСМА и устанавливаются эксплуатирующим подразделением.
С использованием вагонов-лабораторий, диагностических комплексов, специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов осуществляются периодические и контрольные проверки основных параметров поездной радиосвязи.
Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля основных параметров поездной радиосвязи с использованием вагонов-лабораторий, диагностических комплексов, специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов устанавливаются соответствующей инструкцией эксплуатирующего подразделения.
7.3 Требования к средствам контроля
7.3.1 Используемые при проведении измерений вагоны-лаборатории, диагностические комплексы, специальные измерительные комплексы и приборы должны иметь свидетельство (сертификат) об утверждении типа средств измерений и иметь класс точности, позволяющий измерять параметры, указанные в 6.3 - 6.5, с погрешностями, меньшими, чем допуски на изменения параметров.
7.3.2 Применяемые средства измерения должны быть утвержденного типа и поверены, а испытательное оборудование должно быть аттестовано.
7.3.3 Контроль устройств поездной радиосвязи, имеющих техническую возможность, должен осуществляться СМА ПРС владельца инфраструктуры.
7.4 Порядок подготовки и проведения контроля
Проверка работоспособности и контроль основных параметров поездной радиосвязи осуществляются вагонами-лабораториями, диагностическими комплексами:
- при следовании по участкам железных дорог;
- при стоянках на железнодорожных станциях.
При проверках работоспособности и контроле основных параметров поездной радиосвязи на участках железных дорог работниками вагонов-лабораторий, диагностических комплексов выполняются следующие виды работ:
а) для цифровых сетей поездной радиосвязи измеряют уровни ВЧ-сигналов вдоль пути следования вагона-лаборатории с целью проверки выполнения норм по обеспечению зон радиопокрытия (см. 6.3.1, 6.3.2);
б) для аналоговых сетей поездной радиосвязи выполняют:
- измерение уровней ВЧ-сигналов вдоль пути следования вагона-лаборатории с целью проверки выполнения норм по обеспечению допустимых значений уровней ВЧ-сигнала в зоне обслуживания стационарных радиостанций (см. 6.3.3, 6.3.4);
- измерение значений девиации частоты передатчика проверяемой радиостанции, модулируемого вызывными сигналами (см. 6.5.2.1, 6.5.2.2);
- измерение значений вызывных частот (см. 6.4.2.2);
- выборочные контрольные проверки технического состояния и работоспособности стационарных радиостанций, включая антенно-фидерные устройства, направляющих линий и линейных устройств системы поездной радиосвязи;
- выборочные контрольные проверки технического состояния и работоспособности радиосредств на локомотивах;
- субъективную оценку качества работы поездной радиосвязи путем ведения радиотелефонных переговоров с использованием штатных стационарных радиостанций, установленных на железнодорожных станциях, перегонах, а также локомотивных радиостанций, установленных в кабинах локомотивов, моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава, в вагонах-лабораториях и диагностических комплексах;
- обнаружение источников радиопомех, измерение уровня радиопомех в радиоканалах поездной радиосвязи.
Контрольные проверки поездной радиосвязи на участках железных дорог с использованием вагона-лаборатории, диагностического комплекса назначают с целью определения реального состояния поездной радиосвязи и выявления неисправностей, в том числе после завершения работ по ремонту, реконструкции инфраструктуры, строительства объектов, влияющих на основные параметры поездной радиосвязи, после устранения ранее выявленных нарушений, а также при проведении испытаний новых систем или оборудования технологической радиосвязи, при увеличении уровня радиопомех и др.
Условия и методика измерения уровней радиопомех в каналах ПРС должны соответствовать:
- ГОСТ Р 55176.3.1-2012 (МЭК 62236-3-1:2008);
- ГОСТ Р 55176.2-2012 (МЭК 62236-2:2008).
7.5 Правила обработки результатов контроля
7.5.1 В частотных диапазонах ГМВ и MB при проведении измерений параметров сетей поездной радиосвязи на контролируемом участке должны выполняться все требования, изложенные в 6.3 - 6.5.
При следовании вагона-лаборатории, диагностического комплекса с проверкой функционирования поездной радиосвязи измерительным комплексом должен контролироваться уровень радиопомех в проверяемом канале поездной радиосвязи.
В случае обнаружения в проверяемом канале поездной радиосвязи радиопомех, уровень которых превышает усредненный (см. приложение Б), оператор обязан зафиксировать зону воздействия данной радиопомехи, а также ординату места ее максимального уровня для обеспечения последующего поиска источника помех.
7.5.2 При проверке сетей поездной радиосвязи цифровых стандартов TETRA и GSM-R, реализованных в частотном диапазоне ДМВ, требования 6.3.1 и 6.3.2 означают, что с вероятностью минимум 95% на каждом участке (длина 100 м) измеренный уровень мощности радиосигнала должен быть более или равен указанным значениям.
7.6 Правила оформления результатов контроля
По результатам контроля каналов и оборудования поездной радиосвязи оформляются протоколы, в которых отражаются нормативные значения и результаты измерений параметров, справочная информация и др.
Примеры форм протоколов приведены в приложении В.
Библиография
[1] |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 г. N 286, зарегистрирован Минюстом РФ 28.01.2011 г., рег. N 19627 |
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации |
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 г. N 1049-34 |
Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации |
[3] |
G.703 Рекомендации МСЭ-Т, 1991
(Recommendation ITU-T) |
Физические и электрические характеристики интерфейсов цифровой иерархии (Physical/Electrical Characteristics of Hierarchical Digital Interfaces) |
[4] |
IEEE-802.3, Стандарт института инженеров электротехники и электроники по информационным технологиям
(IEEE Standard for Information technology) |
Часть 3: Метод множественного доступа с определением коллизий и спецификации физического уровня. 2002. Связь и обмен информацией между системами - Локальные и общегосударственные сети - Специальные требования (Part 3: Carrier sense multiple access with collision detection (CSMA/CD) access method and physical layer specifications. 2002. Telecommunications and information exchange between systems - Local and metropolitan area networks - Specific requirements) |
[5] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 21.10.2009 г. N 132, зарегистрирован Минюстом РФ 19.11.2009 г., рег. N 15260 |
Правила применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной связи. Часть I. Правила применения оборудования подсистем базовых станций сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA |
[6] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 22.08.2006 г. N 107, зарегистрирован Минюстом РФ 04.09.2006 г., рег. N 8195 |
Правила применения абонентских радиостанций сетей подвижной радиосвязи стандарта TETRA |
[7] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 12.04.2007 г. N 45, зарегистрирован Минюстом РФ 02.05.2007 г., рег. N 9388 |
Правила применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть II. Правила применения подсистем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 |
[8] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 31.05.2007 г. N 58, зарегистрирован Минюстом РФ 22.06.2007 г., рег. N 9675 |
Правила применения оборудования коммутации систем подвижной радиотелефонной связи. Часть II. Правила применения оборудования коммутации сети подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 |
[9] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 19.02.2008 г. N 21, зарегистрирован Минюстом РФ 05.03.2008 г., рег. N 11279 |
Правила применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 |
[10] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 11.01.2010 г. N 3, зарегистрирован Минюстом РФ 29.01.2010 г., рег. N 16164 |
Правила применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть III. Правила применения оборудования подсистем базовых станций, использующих аналоговую угловую модуляцию |
[11] |
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 12.04.2007 г. N 46, зарегистрирован Минюстом РФ 03.05.2007 г., рег. N 9395 |
Правила применения абонентских радиостанций с аналоговой модуляцией сетей подвижной радиосвязи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54959-2012 "Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 августа 2012 г. N 244-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2013 г.
Дата введения - 1 апреля 2013 г.
Приказом Росстандарта от 29 ноября 2016 г. N 1853-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33973-2016 "Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля"