Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 21-3/10/В-4587
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 08.06.2016 N ЛЧ-08-12/7943 о разъяснениях по представлению ежемесячной отчетности и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1998 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь-работодатель ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
При этом, исходя из запроса, имеются случаи, когда физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, при этом каких-либо выплат в пользу этих лиц организации не производят.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом согласно статье 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В то же время, вопросы правомерности (неправомерности) осуществления в организации трудовой деятельности без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера и без оплаты такого труда могут быть разрешены в пределах компетенции Роструда.
С учетом изложенного, если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона 167-ФЗ и Федерального закона N 212-ФЗ относятся к работающим лицам.
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе, в отношении руководителей организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
При этом следует учитывать, что в случае осуществления вышеуказанными лицами работы на основании трудового договора, отчетность по форме СЗВ-М должна представляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в пользу вышеуказанных лиц, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов.
В то же время, в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, включая политические партии, сообщаем, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании. В то же время, согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты. При этом, на работающих по трудовому договору (контракту) работников аппарата политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Соответственно, вопрос о необходимости представления общественными объединениями (в том числе политическими партиями) как страхователями по обязательному пенсионному страхованию отчетности по форме СЗВ-М зависит от того, оформлены ли трудовые отношения (заключены ли трудовые договоры) или гражданско-правовые отношения (заключены ли соответствующие договоры, в соответствии с которыми выплачиваются вознаграждения) с работниками указанных общественных объединений (партий). В случае отсутствия такого оформления отношений, по мнению Министерства, предоставление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями (в том числе политическими партиями) не осуществляется.
Одновременно сообщаем, что исходя из статьи 1 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках благотворительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 135-ФЗ гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим безвозмездное выполнение физическим лицом работ (оказание услуг) для политических партий, общественных организаций, а также иных организаций, зарегистрированных в качестве страхователей, возможно в рамках благотворительной деятельности, и соответственно, если в рамках благотворительной деятельности вышеупомянутые организации производят в пользу таких добровольцев выплаты, направленные на возмещение их расходов, эти выплаты не подлежат обложению страховыми взносами, за исключением вышеуказанных расходов на питание.
Также следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
|
А.Н. Пудов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Работодатель, зарегистрированный в системе ОПС, обязан предоставлять отчетность по персонифицированному учету, в т. ч. по форме СЗВ-М, в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору.
Речь также идет о руководителях организации, являющихся единственными участниками (учредителями), членами юрлиц, собственниками их имущества.
При выполнении работы по трудовому договору отчетность по форме СЗВ-М должна предоставляться на всех работающих застрахованных лиц вне зависимости от фактического осуществления выплат и иных вознаграждений за отчетный период в их пользу, а также вне зависимости от уплаты страховых взносов. Если заключены гражданско-правовые договоры, то форма СЗВ-М направляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Отмечено, что вопрос о необходимости предоставления общественными объединениями, являющимися страхователями по ОПС, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений с участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются взносы. При отсутствии такого оформления отношений отчетность не предоставляется.
Если в рамках заключаемых с добровольцами гражданско-правовых договоров общественные организации производят выплаты, направленные на возмещение их расходов на питание в размере, превышающем суточные, то на таких лиц сведения по форме СЗВ-М предоставляются.
Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории России, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались взносы.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 21-3/10/В-4587
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 11 октября 2016 г. N 20