Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 г. N 354-ПЭК16
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив надзорную жалобу федерального казенного учреждения "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (г. Москва) на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2016 N 305-КГ15-17695, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральной антимонопольной службы на постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2015 по делу N А40-218352/2014 Арбитражного суда города Москвы, установила:
федеральное казенное учреждение "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 24.09.2014 N 622-рж и предписания от 29.09.2014 N 4/ж/622/пред Федеральной службы по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ).
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Волга-РБЕ" (далее - общество "Волга-РБЕ"), общество с ограниченной ответственностью "Алкон-про" (далее - общество "Алкон-про").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2015 решение от 20.03.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.06.2015 отменены, заявленные требования удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2016 N 305-КГ15-17695 постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2015 отменено, решение суда первой инстанции от 20.03.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.06.2015 оставлены в силе.
В надзорной жалобе заявитель (учреждение), ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить определение Судебной коллегии от 31.03.2016, а также решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015.
Надзорная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора предусмотрены статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относится нарушение обжалуемым судебным постановлением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации не находит таких оснований.
Отказывая в удовлетворении заявленных учреждением требований, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что в составе второй части заявки общества "Волга-РБЕ" отсутствуют документы (их копии), подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара (работы, услуги) условиям, запретам, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом 37 документации об электронном аукционе, пришли к выводу о законности оспариваемых решения и предписания Рособоронзаказа.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций, суд округа, руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 69 и пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, указал на отсутствие у участника аукциона обязанности по предоставлению сертификата или декларации качества и безопасности, а у Рособоронзаказа - правовых оснований для вывода о несоответствии второй части заявки требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.
Суд округа указал также, что в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, крупы и зерновая продукция не входит.
Судебная коллегия, отменяя постановление суда округа, исходила из предмета регулирования Законом о контрактной системе, принципов и задач контрактной системы в сфере закупок (статьи 1, 6 Закона о контрактной системе).
Поскольку в отношении поставки продукции, являвшейся предметом проводимого учреждением аукциона, действовал запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 1224), принятым в пределах полномочий, предоставленных частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Судебная коллегия поддержала выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что участник электронного аукциона документов обязан представить документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.
К числу таких документов коллегия отнесла сертификат о происхождении товара, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых государств от 20.11.2009 по форме СТ-1.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 и пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе и в электронном аукционе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Аналогичные требования содержатся в пункте 13.4 раздела 13 документации об электронном аукционе, утвержденной заказчиком.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что документов, подтверждающих страну происхождения товара, общество "Волга-РБЕ" не представило.
Поскольку вторая часть заявки не соответствовала требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, Судебная коллегия отменила в соответствующей части постановление суда округа.
Выводы коллегии судей не противоречат приведенным в надзорной жалобе нормам Закона о контрактной системе, а несогласие подателя жалобы основано на ином толковании этих норм.
Вопреки доводу учреждения полномочиями заказчика в ходе исполнения контракта, предусмотренными частью 15 статьи 95 названного Закона, недостатки оспариваемого решения и предписания не устраняются.
Ссылка заявителя на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2015 по делу N А53-8825/2015 отклоняется, поскольку практика разрешения спорного вопроса указанным судебным актом не формируется.
По данному вопросу Верховным судом Российской Федерации сформирована единообразная практика и обжалуемый судебный акт этой практике соответствует.
Доводы заявителя, изложенные в надзорной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра дела в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 308.4 и 308.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать федеральному казенному учреждению "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 г. N 354-ПЭК16 по делу N А40-218352/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 354-ПЭК16
18.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12521/2015
09.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19082/2015
20.03.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-218352/2014