Определение Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 306-КГ16-7898
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015 по делу N А55-11541/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 по тому же делу
по заявлению закрытого акционерного общества Инвестиционная компания "Инвестпром" (г. Тольятти) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (г. Самара) о признании недействительным отказа и обязании,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: мэрии городского округа Тольятти (г. Тольятти), министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (г. Самара), установил:
закрытое акционерное общество Инвестиционная компания "Инвестпром" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным оформленного сообщением от 17.04.2015 N 63/009/898/2015-17 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, д. 16, с кадастровым номером 63:09:03 04064:516, обязании провести государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ Управления Росреестра незаконным, обязал регистрирующий орган по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Управление Росреестра обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов Управления Росреестра по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, мэрией городского округа Тольятти (далее - мэрия) и компанией 16.03.2010 заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка площадью 25 572 кв.м, занятого принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости, для дальнейшей эксплуатации профилактория, в том числе овощехранилища, туалета, душа.
Компания и мэрия обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок.
Проверив законность оснований регистрации в соответствии с полномочиями, предусмотренными абзацем 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", части 5 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщением от 17.04.2015 N 63/009/898/2015-17 Управление Росреестра отказало в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), сославшись на наличие в архиве управления письма министерства природопользования и охраны окружающей среды Самарской области от 24.05.2010 N 27-02-08/3373, из которого следует, что спорный земельный участок является лесным участком, расположенным на землях населенных пунктов. Также регистрирующий орган принял во внимание ответ министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 09.04.2014 N 27-05-02/4508, согласно которому испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам на землях иных категорий и расположен в квартале N 50 Тольяттинского лесничества, что исключает предоставление его в частную собственность в силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
Ссылаясь на незаконность данного решения об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок, несоответствие его требованиям действующего законодательства, компания обратилась в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015, заявленные требования удовлетворены, отказ Управления Росреестра признан незаконным. Суд обязал Управление Росреестра по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Удовлетворяя заявленные компанией требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что мэрией городского округа Тольятти в пределах полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 67, частью 1 статьи 68, частью 1 статьи 69, статьями 81, 84 Лесного кодекса, пунктом 72 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), статьей 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принято постановление от 04.07.2014 N 2195-п/1 "О введении в действие материалов таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти", которым введены в действие материалы таксации лесов, включая таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений.
Материалы таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, утвержденные названным постановлением, включая, согласно приложению, таксационные описания лесотаксационных выделов, планшеты, планы лесонасаждений, карты-схемы, письмом от 14.07.2014 N 6064/1 направлены мэрией в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) для дальнейшей работы.
В соответствии с приложенными к письму планшетами N 7, 8 Тольяттинского участкового лесничества городского округа Тольятти спорный земельный участок не входит в кварталы Тольяттинского лесничества, то есть не относится к городским лесам.
Также суды приняли во внимание кадастровую выписку от 07.05.2015, согласно которой земельный участок входит в состав земель населенных пунктов.
Основанием для выводов судов о том, что спорный земельный участок не является лесным, также послужил ответ министерства от 02.04.2015 N 27-05-02/5685 на запрос Управления Росреестра, из которого следует, что согласно материалам таксации лесов 2014 года, утвержденных постановлением мэрии от 04.07.2014 N 2195-п/1, указанный земельный участок в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, не относится.
При таких обстоятельствах суды посчитали, что мэрией в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, в результате проведенных работ по лесоустройству, спорный земельный участок был исключен из границ Тольяттинского лесничества, в связи с чем утратил статус лесного участка.
Исходя из того, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности компании на спорный земельный участок, занятый принадлежащими заявителю на праве собственности объектами недвижимости, в связи с чем признали оспариваемый отказ Управления Росреестра незаконным.
Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 24.03.2016 поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, Управление Росреестра приводит доводы о нарушении судами при принятии судебных актов по настоящему делу норм материального права.
При этом заявитель жалобы ссылается на положения части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), согласно которой земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из части 1 статьи 6 Лесного кодекса следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Лесного кодекса земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 2 части 3 статьи 23 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Заявитель отмечает, что согласно положениям статьи 71 Лесного кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Ссылаясь на положения названной нормы, заявитель указывает, что возможность предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам в собственность не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.
Согласно статье 7 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 72 Лесного кодекса.
В силу указанных норм (статьи 67, 69, 72 Лесного кодекса) границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Полагая ошибочными выводы судов о том, что мэрией в пределах полномочий были проведены работы по лесоустройству, уточнены границы Тольяттинского лесничества, в результате чего спорный земельный участок выбыл из лесных участков, со ссылкой на постановление мэрии от 04.07.2014 N 2195-п/1, Управление Росреестра отмечает, что указанным постановлением мэра введены в действие лишь материалы таксации лесов, расположенных в границах городского округа Тольятти, какие-либо другие работы по лесоустройству названным нормативным актом не утверждались.
Под таксацией лесов, в силу статьи 69.1 Лесного кодекса, части VI Лесоустроительной инструкции, понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Исходя из указанных положений, заявитель жалобы отмечает, что при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются.
При этом указывает, что определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1, 69 Лесного кодекса (в предыдущей редакции), частей II и III Лесоустроительной инструкции, проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.
Обосновывая довод о том, что спорный земельный участок является лесным, Управление Росреестра ссылается на то, что границы лесничеств на территории Самарской области, в том числе Тольяттинского лесничества, установлены приказом Рослесхоза от 30.12.2008 N 435 на основании материалов проводившегося в 1995 году лесоустройства.
При этом регистрирующий орган указывает на отсутствие в материалах настоящего дела доказательств проведения проектирования Тольяттинского лесничества в установленном законом порядке после издания приказа Рослесхоза от 30.12.2008 N 435, определившего границы Тольяттинского лесничества, равно как и отсутствие материалов лесоустройства.
Также отмечает, что проектирование лесничеств не относится к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений, предусмотренных положениями статьи 84 Лесного кодекса. В силу пункта 26 статьи 81 Лесного кодекса проектирование лесничеств отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти.
В связи с этим, Управление Росреестра считает, что нормативный акт мэрии городского округа Тольятти, принятый судами во внимание при рассмотрении спора, не может являться основанием для изменения границ Тольяттинского лесничества, установленных приказом Рослесхоза от 30.12.2008 N 435, и соответственно, для выводов о том, что спорный земельный участок, предоставленный компании по договору купли-продажи, не является лесным (утратил статус лесного участка).
Заявитель полагает, что разрешая спор, суды не учли, что испрашиваемый земельный участок вместе с земельным участком с кадастровым номером 63:09:0304064:4 ранее Ставропольским парклесхозом был предоставлен в аренду АО "Трансформатор" по договору аренды участков лесного фонда от 23.03.1994 N 78/71 для использования санатория-профилактория "Сосновый бор" и туристической базы "Сосновый бор" в качестве лесного участка, что подтверждается материалами лесоустройства Тольяттинского лесничества.
Судебными актами по делу N А55-2649/2011 также подтверждена принадлежность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0304064:4 к лесным.
Кроме того, для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, компанией в регистрирующий орган был представлен договор купли-продажи земельного участка, заключенный 16.03.2010, в то время как постановление мэра N 2195-п/1 принято 04.07.2014, в связи с чем оно не может быть положено в основу для выводов о том, что на момент заключения договора спорный земельный участок не являлся лесным.
При названных обстоятельствах Управление Росреестра указывает на необоснованное неприменение судами при рассмотрении дела норм вышеприведенного законодательства, в связи с чем полагает, что действия Управления Росреестра по Самарской области, выразившиеся в отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, Лесопарковое шоссе, д. 16, с кадастровым номером 63:09:03 04064:516 соответствуют вышеприведенным нормам закона и не нарушают права и законные интересы компании в сфере предпринимательской деятельности.
Суд также считает необходимым отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 2 статьи 83 Земельного кодекса).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса.
Статья 8 Земельного кодекса устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Из системного анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, возможно исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Вместе с тем, в настоящем случае из материалов дела не усматривается согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта об исключении спорного земельного участка из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу, Лесному кодексу, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы Управления Росреестра о существенном нарушении судами норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 29 сентября 2016 года, 11 час. 30 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 306-КГ16-7898 по делу N А55-11541/2015
Текст определения официально опубликован не был