Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.М. Казимировой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции гражданке М.М. Казимировой - инвалиду II группы, ветерану Великой Отечественной войны было отказано в удовлетворении требования к органу местного самоуправления о признании за нею права на предоставление во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Как указал суд, М.М. Казимирова не признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и не поставлена на соответствующий учет.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.М. Казимирова оспаривает конституционность статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а фактически - примененной судом в деле с ее участием части четырнадцатой данной статьи, закрепляющей право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, как позволяющее судам отказывать инвалидам в признании права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, если они не были признаны нуждающимися в жилых помещениях, не соответствует статьям 2, 7, 15 и 19 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.М. Казимировой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть четырнадцатая статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятая в порядке реализации указанных конституционных положений, закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определения от 20 ноября 2014 года N 2728-О, от 23 декабря 2014 года N 2963-О, от 23 апреля 2015 года N 772-О и др.). Соответственно, эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы, обратившейся за льготным получением земельного участка для индивидуального жилищного строительства без представления документов, подтверждающих признание ее в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, которым предоставляются земельные участки на льготных условиях, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казимировой Марии Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1577-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казимировой Марии Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был