Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Б.Д. Абдулгалимова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, было отказано в удовлетворении требований, в частности, гражданина Б.Д. Абдулгалимова о взыскании страховой выплаты в связи с гибелью его сына, проходившего военную службу, поскольку гибель последнего наступила в результате совершения им общественно опасного деяния.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Б.Д. Абдулгалимов оспаривает конституционность примененных в его деле следующих законоположений:
пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", согласно которому страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
подпункта "в" пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как допускающие возможность их применения к случаям, когда совершенное застрахованным лицом деяние не признано в установленном судом порядке общественно опасным, противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 19 (части 1 и 2) и 49 (часть 1).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Действуя в рамках своих полномочий, федеральный законодатель во взаимосвязанных положениях пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ и подпункта "в" пункта 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отнес к случаям, при которых военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным, и тем самым исключил в таких случаях наличие оснований для выплаты застрахованным лицам страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Таким образом, оспариваемые законоположения, выступающие элементом правового механизма возмещения военнослужащим и членам их семей вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего в связи с выполнением ими служебных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1034-О), и конкретизирующие основания для возмещения такого вреда, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в частности было ли деяние, в результате которого наступила смерть сына Б.Д. Абдулгалимова, признано в установленном порядке общественно опасным, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулгалимова Бахтигерея Дадамовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1537-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулгалимова Бахтигерея Дадамовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и подпунктом "в" пункта 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)