Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.В. Панина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда были удовлетворены исковые требования гражданина Ш. в части, касающейся признания недействительным договора аренды земельного участка с правом выкупа, заключенного без проведения торгов органом местного самоуправления (арендодатель) с гражданином И.В. Паниным (арендатор), и применения последствий недействительности данной сделки. Верховный Суд Российской Федерации оставил это решение без изменений и указал, что предоставление спорного земельного участка при наличии двух и более заявлений граждан, заинтересованных в аренде, должно осуществляться на торгах.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.В. Панин оспаривает конституционность следующих положений статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
пункта 2, а фактически его абзаца второго, предусматривавшего, что в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах) (данный пункт утратил силу на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; при этом общее правило о предоставлении земельных участков в аренду на торгах закреплено в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации);
пункта 4, а фактически его абзаца пятого, устанавливающего, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 35 (части 1-3) и 36 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, будучи противоречивыми, не позволяют предоставлять земельные участки без торгов на основании положений Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от 24 сентября 2012 года N 1584-О и от 17 июля 2014 года N 1685-О).
С учетом изложенного предусмотренное пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правило о предоставлении земельных участков в аренду на торгах не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Абзац пятый пункта 4 статьи 10 этого Федерального закона, закрепляя в качестве бланкетной нормы основания для предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, вместе с тем не регламентирует процедуру их предоставления (на торгах или без торгов). Соответственно, данная норма также не нарушает конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Панина Игоря Валентиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 1549-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Панина Игоря Валентиновича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)