Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-749
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Поляковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Международного общественного благотворительного фонда милосердия и здоровья, установил:
16 сентября 1988 г. на Всесоюзной конференции, на которой присутствовали 653 делегата (физические лица), принято решение о создании Советского фонда милосердия и здоровья.
Постановлением IV конференции от 29 января 1992 г. в устав Советского фонда милосердия и здоровья внесены дополнения и изменения, в том числе изменено его наименование на Международный фонд милосердия и здоровья.
Решением общего собрания от 23 сентября 1998 г. в устав Международного фонда милосердия и здоровья внесены дополнения и изменения, в том числе изменено его наименование на Международный общественный благотворительный фонд милосердия и здоровья (далее - Фонд).
Устав Фонда, утверждённый 23 сентября 1998 г. общим собранием, является действующим.
Сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 1 октября 2002 г. под основным государственным регистрационным номером ...
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда, ссылаясь на то, что административный ответчик допустил неоднократные и грубые нарушения федеральных законов, которые являются основанием для его ликвидации в судебном порядке. Своё требование административный истец мотивировал тем, что Фонд не ведёт уставную деятельность, не устранил нарушения законодательства Российской Федерации и положений своего устава, которые были выявлены в ходе плановой документарной проверки, отражены в акте проверки и вынесенном в его адрес предупреждении, не представил в уполномоченный орган информацию о продолжении деятельности в 2013, 2014 и 2015 гг., не подтвердил статус международного общественного объединения.
Фонд, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, письменные возражения по существу административного искового заявления не представил. Президент Фонда Макарчук М.М. и председатель координационного совета Фонда Шаров И.А. не явились в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Минюста России Дорофеева Н.В. поддержала требование о ликвидации Фонда.
Выслушав объяснения представителя административного истца Дорофеевой Н.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Согласно положениям устава Фонда его целью является формирование имущества и денежных средств на основе добровольных взносов и иных поступлений граждан, общественных учреждений, различных общественных объединений, юридических лиц Российской Федерации и других государств, направленных на финансирование и поддержку деятельности по оказанию материальной, медицинской и иной помощи ветеранам и инвалидам войны и труда, нетрудоспособным гражданам, инвалидам с детства, многодетным семьям и другим категориям малоимущих граждан.
Статьёй 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно опубликовывать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. N 600-р Минюстом России в период с 1 по 29 июня 2015 г. проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой составлен акт от 29 июня 2015 г.
В целях проверки у Фонда были запрошены документы и сведения за период с 1 июня 2012 г. по 31 мая 2015 г., а именно документы, подтверждающие местонахождение Фонда (копии правоустанавливающих документов на помещение); решения высшего органа управления Фонда (протоколы, положения, справки и другие); решения постоянно действующего руководящего органа и иные распорядительные документы других органов управления, в том числе по утверждению финансового плана (сметы) за 2012, 2013 и 2014 гг., по утверждению размера и порядка уплаты добровольных, вступительных и иных взносов, по утверждению численного состава работников, размеров оплаты их труда, по использованию имущества (за 2012, 2013, 2014 гг.), по использованию безвозмездного труда граждан; решения контрольно-ревизионного органа, попечительского совета Фонда (протоколы заседаний, акты проверок и другие); сведения о числе участников, состоящих на учёте в Фонде, документы, подтверждающие организацию учёта участников (приёма и исключения); внутренние положения с решениями утвердивших их органов; сведения о ежегодном опубликовании отчёта о деятельности Фонда; информацию о пожертвованиях, полученных и направленных Фондом политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума; сведения о мероприятиях, проведённых Фондом в 2012, 2013, 2014 гг. (периодичность, форма проведения, место проведения и т.п.); сведения о структурных подразделениях Фонда с указанием их наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества руководителей, контактных телефонов; решения, вынесенные за проверяемый период, о создании новых структурных подразделений, о ликвидации структурных подразделений; копии штатных расписаний Фонда; сведения и документы об источниках формирования, порядке расходования денежных средств и иного имущества, в том числе полученных из иностранных источников (заверенные копии договоров, иных подтверждающих документов); копию плана счетов бухгалтерского учёта, копии учётной политики для целей бухгалтерского учёта и налогообложения; оборотно-сальдовые ведомости по счетам Фонда; карточки (анализ) счетов 51 "Расчетный счёт", 76 "Прочие дебиторы и кредиторы", 86 "Целевое финансирование", 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" за 2012, 2013, 2014 гг.; иные материалы, подтверждающие выполнение предусмотренной уставом цели; сведения об участии Фонда в других общественных объединениях; об осуществлении Фондом приносящей доход деятельности, об учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации. Данные сведения и документы Фонд должен был представить в Минюст России к 1 июня 2015 г.
Уведомление о проведении проверки от 13 мая 2015 г. N 11-54630/15, содержащее требование о представлении запрашиваемых документов, с копией распоряжения о проведении проверки и акт проверки были направлены по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Фонда: 101990, г. Москва, ул. Покровка, д. 22/1, стр. 1.
Перечисленные выше документы не были представлены Фондом ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки - 29 июня 2015 г.
В связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 17 июня 2015 г. Минюстом России был составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка N 360 Басманного районного суда г. Москвы от 31 августа 2015 г. Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения.
В ходе проверки, проведённой по имеющимся в учётном деле Фонда документам, Минюстом России установлено, что Фонд не ведёт деятельность, направленную на достижение уставных целей, и выявлены нарушения общественным объединением действующего законодательства и положений его устава.
Согласно части первой статьи 47 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признаётся международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создаётся и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
Как следует из материалов дела, Фондом было создано представительство в Республике Беларусь. Разрешение, выданное Министерством иностранных дел Республики Беларусь представительству Фонда, являлось действительным до 1 июня 2009 г. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28 июня 2016 г., как это предусмотрено пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, сведения о представительстве Фонда в Республике Беларусь отсутствуют.
Таким образом, статус международного общественного объединения Фондом не подтверждён, что является грубым нарушением.
В нарушение абзацев третьего и четвёртого части первой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ Фондом опубликован отчёт об использовании своего имущества только за 2011 г., не представлена информация о продолжении деятельности за 2013, 2014 и 2015 гг. с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ) Фондом не представлен отчёт о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований данного закона по использованию имущества и расходованию денежных средств благотворительной организации; о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; о составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); о содержании и результатах деятельности благотворительной организации; о нарушениях требований данного закона, выявленных в результате проверок, проведённых налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
11 июля 2014 г. Минюстом России в адрес Фонда было вынесено письменное предупреждение N 15/61565-АС за непредставление информации о продолжении деятельности и отчётов за 2013 г., которым установлен срок устранения нарушений - до 15 сентября 2014 г. Копии предупреждения также направлялись президенту Фонда Макарчуку М.М. и председателю координационного совета Фонда Шарову И.А. Однако до настоящего времени указанные нарушения Фондом не устранены.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц помимо прочего содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) координационного совета Фонда, вернулось в Минюст России с отметкой отделения почтовой связи "истёк срок хранения" (организация не найдена).
Следовательно, Фонд в нарушение положений части второй статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ не проинформировал Минюст России об изменении сведений об адресе в течение трёх дней с момента таких изменений.
Отдельные положения устава Фонда противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Так, в нарушение статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ символика, используемая Фондом на печатях, не описана в его уставе.
Статьёй 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ) предписано, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами (абзац первый пункта 1). Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (абзац первый пункта 2).
Устав общественного объединения в числе прочего должен предусматривать его цели (часть первая статьи 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ).
Между тем в пункте 2.2 и пункте 3.1 устава Фонда определено, что Фонд может осуществлять иные цели, направленные на достижение общественных благ, и другую деятельность (не предусмотренную уставом).
Пункт 5.8 устава Фонда, которым принятие решения об открытии филиалов и представительств отнесено к компетенции координационного совета, являющегося постоянно действующим руководящим органом Фонда, не соответствует пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ, предусматривающему компетенцию высшего органа управления благотворительной организации по решению таких вопросов.
Также в нарушение пункта 2 статьи 10 и пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления Фонда (общего собрания) не отнесены вопросы досрочного прекращения полномочий выборных органов Фонда; утверждения годового плана, бюджета и годового отчёта Фонда; принятия решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в них, об открытии филиалов и представительств, о назначении их руководителей.
В силу пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с данным федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
В то же время из пункта 5.4 устава Фонда следует, что для решения вопросов внесения в устав изменений и дополнений, реорганизации Фонда необходимо 3/4 голосов присутствующих на собрании делегатов. При этом решения по иным вопросам, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания Фонда, принимаются простым большинством голосов присутствующих (пункт 5.5 устава Фонда).
В нарушение пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ порядок деятельности попечительского совета Фонда определяется положением, утверждённым общим собранием Фонда (пункт 7.1 устава Фонда).
Также в уставе Фонда не определены срок полномочий исполнительного директора и дирекции, орган, принимающий решение о формировании дирекции.
30 июня 2015 г. в адрес координационного совета Фонда было вынесено письменное предупреждение N 11/75172-СГ, обязывающее Фонд устранить выявленные в ходе плановой документарной проверки нарушения действующего законодательства и положений своего устава в срок до 17 августа 2015 г. Предупреждение не обжаловано в суд.
Однако указанные нарушения Фондом до настоящего времени не устранены.
Исходя из положений части первой статьи 26 и статьи 44 названого федерального закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выявленные грубые и неоднократные нарушения Фондом приведённых выше норм федеральных законов в силу абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ являются основанием для его ликвидации по решению суда.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Фонда предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Международный общественный благотворительный фонд милосердия и здоровья, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер ...).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-749
Текст решения официально опубликован не был