Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 50-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Медведева Д.В.
на решение Омского областного суда от 4 апреля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими отдельных положений решения Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 ноября 2015 года Советом Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района принято решение N 33, пунктом 1 которого утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (далее - Порядок).
Решением Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 12 февраля 2016 года в указанное решение Совета N 5 внесены изменения, пункт 46 раздела 4 дополнен абзацем следующего содержания:
"Победившими считаются претенденты, набравшие 1/3 и более голосов от числа присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии, которых комиссия представляет в Совет Победительского сельского поселения".
Решения Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 17 ноября 2015 года N 33, от 12 февраля 2016 года N 5 опубликованы в официальном печатном издании - газете "Победительские вести" от 25 ноября 2015 года N 16, от 15 февраля 2016 года N 5 соответственно.
Медведев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, ссылаясь на её противоречие Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку решение об отборе в качестве претендента на должность главы сельского поселения должно приниматься не 1/3 голосов, а большинством голосов членов конкурсной комиссии, что позволит сохранить баланс интересов между представительным органом Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района и главой Кормиловского муниципального образования, назначающими по 14 членов конкурсной комиссии.
По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение приводит к нарушению его права как кандидата на должность главы Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района, принявшего участие в конкурсе по отбору кандидатур на указанную должность.
Решением Омского областного суда от 4 апреля 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Медведев Д.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Советом Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района, прокуратурой Омской области представлены возражения относительно апелляционной жалобы о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Таким образом, указанный Федеральный закон прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Какие-либо критерии выбора одной из форм избрания главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.
Согласно части 2.1 статьи 36 данного Федерального закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Согласно части 2 статьи 26 Устава Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района, принятого решением Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 9 декабря 2005 года N 19 (в редакции решения от 27 апреля 2015 года N 11), глава Победительского сельского поселения избирается Советом Победительского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Во исполнение части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решением Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 17 ноября 2015 года N 33 утверждён Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области, устанавливающий, в том числе порядок принятия решения по результатам конкурса о представлении в Совет Победительского сельского поселения кандидатов на должность главы местного самоуправления.
Пунктом 1 решения Совета Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района от 12 февраля 2016 года N 5 в указанный Порядок внесены изменения, а именно пункт 46 раздела 4 Порядка дополнен абзацем следующего содержания: "Победившими считаются претенденты, набравшие 1/3 и более голосов от числа присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии, которых комиссия представляет в Совет Победительского сельского поселения".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.
Основываясь на положениях части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", суд правомерно указал на то, что установление порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, в том числе определение общего числа членов конкурсной комиссии, требований, предъявляемых к кандидатам, сроков подачи заявления и прилагаемых к нему документов для участия в конкурсе, порядка голосования и подсчёта голосов, отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемой норме, которые обязательным условием признания претендента победившим устанавливали бы голосование за него большинства членов конкурсной комиссии, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения по аналогии статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно пункту 14 которой решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку данный Федеральный закон имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при разрешении данного дела.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из положений части 2.1 статьи 36 указанного Федерального закона следует, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Обстоятельств, указывающих на нарушение прав Медведева Д.В. на участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Победительского сельского поселения Кормиловского муниципального района на равных основаниях, судом не установлено и административный истец на них не ссылается.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении его заявления.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Доводы истца получили правильную оценку в решении.
Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену такого решения, не установлено.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 4 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 50-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был