Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Геоцентр" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Федерального дорожного агентства (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральным дорожным агентством (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) в целях государственной регистрации права оперативного управления на участки автомобильных дорог (номер извещения 0173100005716000033) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно присвоившей низкие баллы по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 65 038 738 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано АО "Лимб" с минимальным предложением о цене контракта 57 884 476,82.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единая комиссия неправомерно присвоила низкие баллы заявке Заявителя по Показателю N 1 Критерия N 1 поскольку Единая комиссия не учла все представленные контракты/договора в заявке Заявителя на участие в конкурсе для оценки по указанному критерию.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.07.2016 N ПРО1 участнику закупки ООО "Геоцентр" по Показателю N 1 Критерия N 1 присвоено 26,67 баллов.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 40%.
2) Критерий N 1- 60%.
В рамках Критерия N 1 установлен, в том числе Показатель N 1 : "Под опытом оказания аналогичных услуг понимается проведение работ государственным заказчикам в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полос отвода автомобильных дорог, права оперативного управления на участки автомобильных дорог, и установления границ придорожных полос автомобильных дорог на участках автомобильных дорог федерального, регионального значения со стоимостью контракта не менее 15 % от начальной (максимальной) цены конкурса.
Оценка по данному критерию осуществляется на основании количества представленных в составе заявки копий контрактов (договоров субподряда) по проведению работ в целях государственной регистрации прав постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки полос отвода, права оперативного управления на участки автомобильных дорог и установления границ придорожных полос автомобильных дорог на федеральных, региональных автомобильных дорогах для государственных заказчиков, с копиями актов выполненных работ, оказанных услуг по этим контрактам в 2014-2016 годах, заключенных и исполненных без применения штрафных санкций.
Указанные сведения подтверждаются информационной картой о заключенных государственных контрактах с копиями заключенных контрактов с государственными заказчиками (либо справочной информации о заключенных контрактах для Участников, выполнявших работы по договорам субподряда) в 2014-2016 годах с указанием номера реестровой записи каждого контракта на сайте http://www.zakupki.gov.ru, представленные контракты должны быть исполненными в срок и без применения штрафных санкций. В заявке, в которой представлено наибольшее количество контрактов, из числа всех поступивших заявок, присваивается - 100 баллов, остальным Участникам присуждаются баллы пропорционально уменьшению количества контрактов, удовлетворяющих критерию, в заявке".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в составе заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлено 7 контрактов/договоров, в том числе:
"Государственный Контракт от 28.08.15 N 50-15-ф, заказчик - ФКУ Упрдор "Южный Байкал", цена контракта - 604 053, 02 рубля.
Государственный контракт от 19.10.15 N 0148100001415000042, Заказчик - "ТУ Росимущества в Московской области", цена контракта - 3 626 000 рублей.
Государственный контракт от 28.03.14 N 60-14, заказчик - ФКУ "Сибуправтодор" цена контракта - 4 500 000 рублей.
Государственный контракт от 28.03.2014 N 59-14, заказчик - ФКУ "Сибуправтодор", цена контракта - 7 500 000 рублей".
Представители Заказчика пояснили, что стоимость вышеуказанных контрактов меньше 15% от начальной (максимальной) цены Конкурса, а именно менее 9 755 810,7 рублей, что не соответствует требованиям Показателя N 1 Критерия N 1, таким образом Заказчик не учитывал данные 4 контракта.
Также представители Заказчика пояснили, что в составе заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлен государственный контракт от 10.09.14 N 11/2-14/14.Г045-с2 на проведение кадастровых работ и технической инвентаризации участков автодорог в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства, что не соответствует предмету Конкурса и не соответствует требованиям Показателя N 1 Критерия N 1, так как предметом Конкурса не является проведение кадастровых работ и технической инвентаризации, таким образом Заказчик не учитывал данный контракт.
Вместе с тем, в составе заявке Заявителя на участие в Конкурсе представлен государственный контракт N 13 Г065-1с от 11.10.2013 на выполнение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственных кадастр недвижимости с ценой контракта 79 517 000 рублей и государственный контракт N 184-15 от 01.09.2015 на выполнение работ (оказание услуг) в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и права оперативного управления на участки автомобильных дорог с ценой 12 322 021 рубль, что соответствует требованиям Показателя N 1 Критерия N 1. Следовательно, Единая комиссия, при рассмотрении и оценки заявки Заявителя из 7 представленных в составе заявки государственных контрактов учла 2 государственных контракта.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что в Конкурсной документации установлено, что в составе заявки, в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что по указанному основанию заявки участников закупки не были отклонены.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Геоцентр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы от 04.08.2016 по делу N К - 1266/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2016 г. N К-1266/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был