Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении АО "ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ СИСТЕМЫ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации в 2017 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации. (номер извещения 0173100004516001498) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Таблице N 2 Приложении А документации об Аукционе установлены излишние технические характеристики товаров, необходимых при оказании услуг.
2. Заказчиком в пункте 4 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе неправомерно установлены разные единицы измерения величин, также в Приложении А документации об Аукционе установлены нестандартные единицы измерения.
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
4. Заказчиком не дано ответов по существу на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 15.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 378 829 257,24 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2016;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.08.2016.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 3 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Толщина планки замка не более 5 мм. Высота планки замка не менее 200 мм. Ширина планки замка не менее 18 мм. Расстояние между центральными осями монтажных отверстий на планке замка не более 22 см. Количество монтажных отверстий на планке замка должно быть 2 шт. Монтажная площадь планки замка не более 6000 мм2. Высота щеколды замка не более 5 см. Ширина щеколды замка не менее 5 мм. Шаг вылета щеколды замка не более 15 мм. Максимальное количество шагов вылета щеколды замка не более 4. Максимальный вылет щеколды замка не менее 20 мм.".
В пункте 8 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Номинальный световой поток не менее 900 лм. Координаты цветности по оси X не менее 0,313. Координаты цветности по оси Y не более 0,403. Стабильность светового потока после 70 % номинальной продолжительности горения не менее 70 %. Стабильность светового потока после 2000 ч горения не менее 80 %".
В пункте 13 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Номинальный световой поток не менее 900 лм. Координаты цветности по оси X не более 0,440. Координаты цветности по оси Y не менее 0,337. Стабильность светового потока после 70 % номинальной продолжительности горения не менее 70 %. Стабильность светового потока после 2000 ч горения не менее 80 %".
В пункте 81 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Высота кнопки не менее 41 мм. Глубина внешней части выключателя не более 19 мм. Глубина внутренней части выключателя не более 25 мм. Тип монтажа должен быть скрытый. Максимальная регулируемая глубина посадки не менее 1 мм.".
В пункте 154 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Высота кнопки не менее 41 мм. Ширина кнопки не менее 46 мм. Глубина внешней части выключателя не более 19 мм. Глубина внутренней части выключателя не более 25 мм".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Заказчик установил данные технические характеристики исходя из своих потребностей, а также исходя из типов товаров, которые установлены на территории оказания услуг для соблюдения единообразного внешнего вида и совместимости с техническими характеристиками оборудования/товаров которые установлены на территории оказания услуг. Также представители Заказчика представили доказательства того, что данные показатели находятся в открытом доступе у производителей в каталогах и технических паспортах.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В пункте 2 Таблице N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Присоединительный размер гайки не менее 12 мм. Присоединительный размер штуцера должен быть 1/2 дюйма".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что установлена конкретная единица измерения для каждого конкретного показателя. Присоединительный размер гайки Заказчиком установлен в миллиметрах в пункте 2 Таблице N 2 Приложения А документации об Аукционе исходя из своих потребностей, так как гибкая подводка, длинной от 275 до 350 мм установлена на территории Заказчика лишь в местах, где установлены смесители старого образца с присоединительной резьбой (номинальным диаметром) по ГОСТ 28338-89. "Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды". Кроме того, в Приложении А документации об Аукционе установлены стандартные показатели и стандартные единицы измерения, установленные в соответствующих нормативных документах и технических условиях производителей товаров.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил надлежащих доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. В пункте 1.2 документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в которой установлен порядок заполнения Приложения А документации об Аукционе.
В пункте 55 Таблице N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Смесь горячая плотная песчаная. Наибольший размер зерен не менее 5 мм. Содержание фракции с размером зерен не более 10 мм должно быть 100 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 5 мм более 75 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 2,5 мм не более 90 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 1,25 мм менее 80 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,63 мм не более 70 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,315 мм не более 50 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,16 мм не более 30 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,071 мм не менее 9 % по массе. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +50 °С не менее 1,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +20 °С не менее 2,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре 0 °С не менее 11 МПа. Водостойкость асфальтобетона из смеси не менее 0,8. Водостойкость при длительном водонасыщении асфальтобетона из смеси не менее 0,7. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,65. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по сцеплению при сдвиге, при температуре +50 °С не менее 0,35 МПа. Трещиностойкость асфальтобетона из смеси по пределу прочности на растяжение, при расколе, при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин более 3 МПа. Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси не менее 1 % по объему. Пористость минеральной части асфальтобетона из смеси более 20 %. Марка смеси II или I или III. Смесь должна быть однородная. Коэффициент вариации предела прочности смеси при сжатии при температуре 50 °С не более 0,20. Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 8736-2014 или в соответствии с ГОСТ 31424-2010. Марка по прочности песка в составе смеси не менее 600. Содержание глинистых частиц в песке в составе смеси не более 0,9 % по массе. Песок в составе смеси неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, полученный при производстве щебня или природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений или неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования. Минеральный порошок в составе смеси должен быть в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003. Битум в составе смеси должен быть в соответствии с ГОСТ 22245-90. Содержание битума в смеси более 7 % по массе. Глубина проникания иглы в битум в составе смеси при 25 °С не более 120 (0,1 мм). Остаточная пористость смеси менее 3 %".
В пункте 88 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Портландцемент быстротвердеющий с минеральными добавками или быстротвердеющий без минеральных добавок. Подтип портландцемента А или B. Класс прочности портландцемента менее 52,5. Потеря массы при прокаливании менее 5 % массы. Нерастворимый остаток менее 4 % массы. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в портландцементе менее 360 Бк/кг. Содержание в вещественном составе портландцемента портландцементного клинкера менее 98 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента доменного шлака не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента электротермофосфорного гранулированного шлака не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента пуццолана не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента золы-уноса не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента глиежа не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента обожженного сланца не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента микрокремнезема не более 10 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента известняка не более 20 % от массы. Содержание оксида серы (VI) в портландцементе не более 4 % массы. Содержание хлорид-иона в портландцементе не более 0,1 % массы. Прочность на сжатие в возрасте 2 сут не менее 10 МПа. Расширение менее 10 мм. Начало схватывания не менее 60 мин".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены в том числе в пунктах 28, 137, 172, 88 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе и в пункте 65 Таблицы N 1 Приложения А.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 29.07.2016, 27.07.2016 Заказчиком размещены в ЕИС запросы о разъяснении положений документации об Аукционе, а также разъяснения положений документации об Аукционе по существу и в полном объеме.
Комиссия также установила, что 29.07.2016, 27.07.2016 в ЕИС размещен предмет запроса и разъяснения положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком не даны разъяснения положений документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 05.08.2016 К-1273/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 05 августа 2016 г. N К-1273/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был