Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик), ФГБНУ "Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию корпусов "В" и "Д" с надстройкой ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" (1-й этап, первая очередь 2-го этапа) Общестроительные и отделочные работы, инженерные сети (номер извещения 0373100072116000206) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе установлено излишнее требование о замене недействующей банковской гарантии.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
3. Извещение о проведении Аукционе (далее - Извещение), размещенное в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru
(далее - ЕИС), не содержит информацию о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства.
4. Проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе содержит положение, нарушающие права участников закупки, а именно, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено неправомерное условие об удержании суммы неустойки с суммы оплаты по контракту.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 285 530 770,84 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признается несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено излишнее требование о замене недействующей банковской гарантии.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 13.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта в размере указанном в статье 13.1 настоящего контракта".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что Законом о контрактной системе не запрещено установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлено условие об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) в общем порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". При этом обязанность Заказчика установления непосредственно в проекте контракта условия о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени) не предусмотрена.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не указана информация о требовании к наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 7 Информационной карты документации об Аукционе, в том числе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: "Участник закупки должен удовлетворять единым требованиям, указанным в пункте I.4.2. Раздела I.2. "Общие условия проведения аукциона" настоящей документации об электронном аукционе, в том числе иметь:
- собственное действующее свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом электронного аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на следующие виды работ:
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченный орган в документации об Аукционе содержит требования установленные 31 статьей Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, пункт 14.9 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, содержит положение, нарушающим права участников закупки, а именно, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено неправомерное условие об удержании суммы неустойки с суммы оплаты по контракту.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Пунктом 14.9 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, что "Заказчик вправе произвести оплату выполненных работ за вычетом суммы неустойки (штрафа, пени), указанных в статье 14, настоящего Контракта (зачет встречного однородного требования в соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса РФ)".
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки выполненных работ, в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания для применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким о образом, довод не нашел своего подтверждения
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом определены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"54. Кабель силовой не распространяющий горение с низким дымо и газовыделением с числом жил 5 и сечение не должно быть более 10мм2;
- Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, измеренное при длительно допустимой температуре нагрева жил кабелей при эксплуатации не должно быть менее 0,005Мом;
- Прочность изоляции после старения в течении 7 суток в термостате при растяжении не должна быть менее 12,5Н/мм2;
- Потери в массе при 160°С в течение 6ч не должны быть более 3%".
55. Мастика клеящая каучуковая:
Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом через 24ч после склеивания образцов не должна быть менее 0,14Мпа;
Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом через 72ч после склеивания образцов не должна быть менее 0,3Мпа;
Вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3 должна быть от 2 до 9Пас;
Содержание летучих компонентов по массе не должно быть
более 50%;
Не допускается более 5 легко разминаемых включений на поверхности пластинки площадью 100-110см2;
Содержание хлоропренового каучука должно быть от 11 до 14%.
75. Щебень пористый пемзовый:
Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 3% по массе;
Содержание глины в комках не должно быть более 0,25% по массе;
Содержание зерен пластинчатой формы не должно быть более 30% по массе;
Щебень не должен содержать зерен инородных горных пород более 10% по массе;
Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф должна быть до370Бк/кг.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно пункту 3.2.3
статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе, установлены следующие положения: "В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору. Перечисление характеристик в сопровождении знака "," означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. При одновременном использовании знаков "," и ";" заявка должна содержать значения согласно установленным выше правилам".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что инструкция документации об Аукционе не содержит описания, о том какие именно показатели и сведения необходимо предоставить участникам закупки при одновременном использовании знаков "," и ";", что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка, и по указанному основанию не отклонена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 31.08.2016 по делу N К-1398/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2016 г. N К-1398/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был