Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строительно-производственное предприятие "Южтрубопроводстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), при проведении Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию системы Шахтинско-Донского водовода (ШДВ). Повышение надежности системы водоснабжения г. Новошахтинск, г. Красный Сулин и прилегающих поселков. Строительство насосной станции в районе пос. Майский. III этап строительства (номер извещения 0158200002016000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте государственного контракта не установлены лимиты бюджетных средств на 2016- 2018 года.
2. Заказчиком установлено, что оплата будет осуществляться в соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ, но вместе с тем, график оплаты работ не заполнен.
3. Положения плана-графика вводят в заблуждение участников закупки.
4. Заказчиком установлены этапы проведения работ, однако, график производства работ не выделяет отдельных этапов и их приемку.
5. В извещении об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
6. В проекте государственного контракта не установлен срок предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
7. В документации об Аукционе не установлены требования к банковской гарантии.
8. В соответствии с разделом 5 - ПОС, размещенном в документации об Аукционе в разделе "Пояснительная записка", лист 3-4 в "Графическая часть", указан состав проекта из 16 (шестнадцати) листов, фактически в размешенной документации присутствует 21 (двадцать один) лист, при этом в документации раздела 5- ПОС в нарушение требований ГОСТ Р 21.1101- 2013 раздел 7, информация о разработке дополнительных листов отсутствует.
9. На титульном листе раздела 5- ПОС отсутствует информация о внесенных изменениях.
10. Представленная графическая часть раздела 5 "Проект организации строительства" в нарушение требований ГОСТ Р 21.1101-2013 приложение Ж (обязательное) отсутствуют подписи авторов проекта, нормоконтроль.. Листы 2, 17, 16, 15 не имеют подписей главного инженера, авторов разработчиков проекта, нормоконтроль.
11. В соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки ТКР размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 2 "Ситуационный план масштаб 1:50000" данный лист в документации об Аукционе отсутствует.
12. В соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки ТКР размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 30" Схема сети В1 (окончание)" данный лист в документации об Аукционе отсутствует.
13. В соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки НВ размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 83 "Фундамент ФмЗ к переходу N5 через р. Малый Несветай" данный лист в документации об Аукционе отсутствует.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.07.2016;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта -1 429 734 430 рублей;
4. на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5. дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 02.09.2016.
1. 1. По мнению Заявителя, в проекте контракта, не указана возможность изменения дополнительными соглашениями объема выделенных средств на 2017, 2018 г. и порядок такого согласования. При этом, лимиты бюджетных средств, доведенные до заказчика в документации о закупке отсутствуют.
На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать лимиты бюджетных средств, вместе с тем, в документации об Аукционе установлен порядок оплаты выполненных работ (пункт 3.5 проекта контракта).
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлено, что оплата будет осуществляться в соответствии с графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ, но вместе с тем, график оплаты работ не заполнен.
На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 3.5 проекта контракта установлено: "Оплата осуществляется поэтапно (этап работ - работы, выполняемые в течение календарного месяца) по безналичному расчету, согласно актам о приемке выполненных работ (по форме N КС-2), на основании справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3) и счетов- фактур (при необходимости); в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания форм N КС-2 и N КС-3 Заказчиком".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в плане-графике выполнения работ указан срок завершения исполнения контракта: 10.2017. При этом в этом же пункте указано: Сроки исполнения отдельных этапов контракта: до 01.11.2017. Периодичность поставки товаров, работ, услуг: до 01.11.2017, а в проекте контракта срок действия контракта: до 31.12.2018 г., финансирование и оплата также возможно предусмотрены в 2018 г. таким образом, по мнению Заявителя, положения плана-графика вводят в заблуждение участников закупки.
На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с извещением и документацией об Аукционе, в частности пункт 4.1 проекта контракта, установлено, что подрядчик обязан приступить к работам со дня заключения государственного контракта и выполнить все работы, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего контракта, в срок до 01.11.2017 года, при этом в п.4.2 проекта контракта указан срок действия контракта: "Начало - с момента подписания его сторонами; окончание - 01.12.2018 года".
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федерального закона о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что установление срока действия контракта по 1 декабря 2018 года в документации об Аукционе, а в частности в проекте контракта, направлено исключительно на то, чтобы все обязательства по контракту были надлежащим образом исполнены сторонами в рамках срока его действия.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в пункте 14.5. документации об Аукционе, в пункте 3.5. контракта указано, что оплата осуществляется поэтапно (этап работ - работы, выполняемые в течение календарного месяца) по безналичному расчету, согласно актам о приемке выполненных работ (по форме N КС-2), на основании справки о стоимости выполненных работ (по форме N КС-3) и счетов- фактур (при необходимости); в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания форм N КС-2 и N КС-3 Заказчиком (при этом, оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ).
При этом, в плане-графике выполнения работ, извещении о проведении электронного аукциона указано, что: сроки исполнения отдельных этапов контракта: до 01.11.2017 Периодичность поставки товаров, работ, услуг: до 01.11.2017.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик устанавливает этапы проведения работ, однако, график производства работ не выделяет отдельных этапов и их приемку.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 3.5 проекта контракта определено, что "этап работ - работы, выполняемые в течение календарного месяца", следовательно график производства работ будет включать помесячную разбивку работ, выполняемых в течение календарного месяца, с учетом графиком оплаты выполненных по контракту работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. В извещении об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что извещение об Аукционе содержит необходимые требования к участникам закупки, в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
6. В проекте государственного контракта не установлен срок предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в пункте 5.1.13 проекта контракта установлено требование к сроку действия банковской гарантии обеспечения исполнения контракта, "до подписания контракта представить Государственному заказчику обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту в форме: вступившей в силу безотзывной банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения или внесения денежных средств на счет Государственного заказчика в размере обеспечения исполнения Контракта, составляющем _______________ рублей. С учетом снижения начальной (максимальной) цены Контракта по результатам осуществления закупки на 25 и более процентов Подрядчик представит Государственному заказчику обеспечение исполнения обязательств по Контракту в форме: __________ (банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения или внесения денежных средств на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику) в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения обязательств по Контракту и составляющий ____________ рублей). В случае предоставления банковской гарантии, срок ее действия должен превышать срок действия настоящего контракта на один месяц".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
7. В документации об Аукционе не установлены требования к банковской гарантии.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно разделу 7 документации об Аукционе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере 10% процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 142 973 443 руб.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
8. Согласно доводу Заявителя, в соответствии с разделом 5 - ПОС, размещенном в документации об Аукционе в разделе "Пояснительная записка" лист 3-4 в "Графическая часть" указан состав проекта из 16 (шестнадцати) листов, фактически в размешенной документации присутствует 21 (двадцать один) лист, при этом в документации раздела 5- ПОС в нарушение требований ГОСТ Р 21.1101- 2013 раздел 7, информация о разработке дополнительных листов отсутствует.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что не указание в содержании пяти листов является опечаткой проектной организации. Все разделы проектной документации прошли экспертизу, что подтверждается полученным положительным заключением N61-1-5-0235-15 от 11.12.2015. При этом Заказчик не наделен полномочиями по оценке действий организаций, осуществляющих экспертизу проектных документаций, а также по внесению изменений и редактированию отдельных разделов проектной документации. Из пояснений Заказчика на заседание Комиссии также следует, проектная документация в полном объеме размещена в ЕИС.
Кроме того, Заказчик пояснил, что довод Заявителя о нарушении требований ГОСТ Р 21.1101-2013 является необоснованным, поскольку в Российской Федерации национальные стандарты имеют добровольное применение, за исключением применения стандартов: для оборонной продукции; для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иной информации ограниченного доступа. Такие стандарты имеют названия: "национальный стандарт ограниченного распространения", "государственный военный стандарт". Данный стандарт не является стандартом ограниченного распространения и военным стандартом, а также не входит в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержденный постановлением правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, на титульном листе раздела 5- ПОС информация о внесенных изменениях отсутствует.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что на титульном листе раздела 5 - ПОС (п.232) присутствует надпись "откорректировано по замечаниям экспертизы", что и является информацией о внесении изменений.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
10. Согласно доводу Заявителя, представленная графическая часть раздела 5 "Проект организации строительства" в нарушение требований ГОСТ Р 21.1101-2013 приложение Ж ( обязательное) отсутствуют подписи авторов проекта, нормоконтроль.. Листы 2, 17, 16, 15 не имеют подписей главного инженера, авторов разработчиков проекта, нормоконтроль.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, в графической части раздела ПОС на листах 2,15,16,17 отсутствуют подписи авторов проекта. Тем не менее, данные листы входят в единый сшив, который имеет титульный лист с подписью директора, главного инженера проекта и печатью проектной документации, что гарантирует принадлежность этих листов к данному конкретному проекту и их соответствие техническим решениям данного раздела в целом.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
11. Согласно доводу Заявителя, в соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки ТКР размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 2 "Ситуационный план масштаб 1:50000" данный лист в документации об Аукционе отсутствует.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, в соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки ТКР, размещенном на листе 1 в составе проекта листа 2 с наименованием "Ситуационный план масштаб 1:50000" не имеется. В состав указанного раздела входит лист 2 "Ситуационный план М 1:25000", который представлен в составе конкурсной документации (п.103). Разночтения в наименовании листа и в его обозначении в ведомости чертежей основного комплекта ("Ситуационный план М 1:50000") объясняются опечаткой проектной организации. Следует отметить, что все разделы проектной документации прошли экспертизу, что подтверждается полученным положительным заключением N61-1-5-0235-15 от 11.12.2015. При этом заказчик не наделен полномочиями по оценке действий организаций, осуществляющих экспертизу проектных документаций, а также по внесению изменений и редактированию отдельных разделов проектной документации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
12. Согласно доводу Заявителя, в соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки ТКР, размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 30 "Схема сети В1 (окончание)" данный лист в документации об Аукционе отсутствует.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что довод Заявителя опровергается фактическими материалами закупки, так как в ЕИС Заказчиком данный лист размещен: файл "157. Лист 30-001".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
13. Согласно доводу Заявителя, в соответствии с ведомостью чертежей основного комплекта марки НВ размещенном на листе 1 в состав проекта входит лист 83 " Фундамент ФмЗ к переходу N5 через р. Малый Несветай" данный лист в конкурсной документации отсутствует.
На заседание Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что довод Заявителя опровергается фактическими обстоятельствами, так как в ЕИС Заказчиком данный лист размещен: файл "383. лист 83-001".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
14. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 15 документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено: "Предусмотренные настоящим разделом конкретные показатели указываются участником закупки в соответствии с Приложением N 1 к документации об аукционе. При этом, сведения в заявку вносятся участником закупки с учетом следующих положений:
При заполнении заявки участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Приложении N 1 к документации об аукционе".
Вместе с тем, в Приложении N 1 к документации об Аукционе установлено, что конкретные показатели используемых при выполнении таких работ товаров определяются в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего технического задания.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит указания на раздел документации об Аукционе, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-производственное предприятие "Южтрубопроводстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом при проведении Аукциона не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано по делу от 29.08.2016 по делу N К-1387/16.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.08.2016 по делу N К-1387/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2016 г. N К-1404/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был