Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2016 г. N 78-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Верховых В.В. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15 июня 2016 года N 378 выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва назначены на 18 сентября 2016 года.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года N 149-2 в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва.
Постановлением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июня 2016 года N 149-3 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 13 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию N 9.
Решением территориальной избирательной комиссии N 9 от 21 июня 2016 года N 3-7 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата" (в редакции решения от 16 июля 2016 года) установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 13, составляет 4785 подписи избирателей (пункт 1).
Пунктом 2 указанного решения установлено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в территориальную избирательную комиссию N 9, должно быть не менее 4785 и не более 5263 подписей избирателей.
Верховых В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 2 названного решения территориальной избирательной комиссии N 9, ссылаясь на то, что он является кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 13 на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга шестого созыва. В соответствии с приведенным решением он должен представить в избирательную комиссию не менее 4785 и не более 5263 подписей избирателей. Данное требование административный истец считает невыполнимым в сроки, установленные для сбора подписей избирателей, нарушающим принцип равенства кандидатов в связи с установленным в Законе Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" требованием о меньшем количестве подписей, необходимых для регистрации списка кандидатов. Истец также просил суд обязать административного ответчика восстановить его нарушенные права и воздержаться от совершения действий, направленных на ущемление его прав.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
Считая решение городского суда незаконным, Верховых В.В. в апелляционной жалобе просит о его отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 статьи 35.1 названного Федерального закона установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой, в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2. статьи 37 этого же Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 названного Федерального закона).
Аналогичное правовое регулирование закреплено в пункте 2 статьи 37, в пункте 9 статьи 38 Закона Санкт-Петербурга от 17 февраля 2016 года N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 марта 2016 года N 140 на территории одномандатного избирательного округа N 13 зарегистрировано 159 467 избирателей.
Следовательно, 3 процента от числа избирателей - 159 467, зарегистрированных на территории указанного избирательного округа составляет 4785 избирателей, а 10 процентов допустимых к превышению количества подписей избирателей по этому же округу составляет 478 подписей, соответственно, максимальное количество подписей избирателей, которое может быть представлено для регистрации кандидата по этому избирательному округу, составляет 5263 подписи.
21 июня 2016 года территориальной избирательной комиссией N 9 принято оспариваемое решение N 3-7 которым установлено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в территориальную избирательную комиссию N 9, должно быть не менее 4785 и не более 5263.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что порядок определения необходимого количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, установленный пунктом 2 решения территориальной избирательной комиссии N 9 от 21 июня 2016 года, принят в пределах полномочий избирательной комиссии, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает принципа равенства прав и обязанностей кандидатов, поскольку в равной мере является обязательным для всех кандидатов, выдвигаемых в данном округе. Пассивное избирательное право административного истца в этом случае не нарушено.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, являются несостоятельными и по существу сводятся к иной оценке доказательств, об обстоятельствах, исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Верховых В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2016 г. N 78-УД16-10
Текст определения официально опубликован не был