Определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 305-ЭС16-11837
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2016 по делу N А40-21509/2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2016 по тому же делу
по иску администрация Кизеловского муниципального района Пермского края (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) за счет казны Российской Федерации денежных средств в размере 56 603 340 рублей, необходимых для исполнения решений Кизеловского городского суда по искам граждан на получение социальных выплат в связи с непригодностью жилья в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации, установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.016 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2016 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменено, решение оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Минфин России просит отменить судебные акты апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как установлено судами, на основании решений Кизеловского городского суда администрация обязана включить граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и предоставлении социальной выплаты за счет средств межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию программ местного развития в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" (далее - постановление N 428).
Поскольку предоставить выплаты всем гражданам невозможно в связи с ограниченным финансированием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и кассационной инстанций, руководствуясь Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", постановлением N 428, исходили из того, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, то есть государство приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий. Размер финансирования, предусмотренный на указанные цели Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" и Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов", недостаточен для исполнения судебных решений.
В данном случае надлежащим ответчиком по делу является именно Минфин России, поскольку Минэнерго России наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и может действовать только в отношении запланированных и выделенных бюджетных средств.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами первой и кассационной инстанций не допущено.
Иное толкование заявителем положений гражданского и бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует
о неправильном применении судами первой и кассационной инстанций норм материального права.
В силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2016 г. N 305-ЭС16-11837 по делу N А40-21509/2015
Текст определения официально опубликован не был