Письмо Минфина России от 8 декабря 2015 г. N 02-10-11/71520
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу признания уведомлений о применении бюджетных мер принуждения территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора исполненными в связи с получением Министерством финансов Российской Федерации от главных распорядителей средств федерального бюджета информации об устранении бюджетных нарушений и сообщает.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение о применении бюджетных мер принуждения, принятое Министерством финансов Российской Федерации согласно Правилам организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по формированию решений о применении бюджетных мер принуждения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 224 (далее - Правила), в последующем исполняется в соответствии с Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 N 74н (далее - Порядок).
В соответствии со статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - условия предоставления), действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - участники бюджетного процесса), за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
При этом применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений указанной статьи Кодекса, а также положений главы 30 Кодекса, бюджетные меры принуждения направлены, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения участниками бюджетного процесса условий предоставления средств из других бюджетов, а также на обеспечение устранения выявленных нарушений или на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, (в случае невозможности устранения нарушений условий их предоставления).
Указанные принципы лежат в основе подготовки проектов решений Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, осуществляемой в соответствии с Правилами.
При этом в рамках исполнения бюджетных полномочий, установленных статьей 158 Кодекса, а также в соответствии с порядками предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, установленными Правительством Российской Федерации, и соглашениями, заключенными с публично-правовыми образованиями о предоставлении межбюджетных трансфертов, (далее - Соглашения) главные распорядители средств федерального бюджета осуществляют контроль за использованием межбюджетных трансфертов из федерального бюджета их получателями.
Министерство финансов Российской Федерации полагает необходимым отметить, что практика приостановления (сокращения) межбюджетных трансфертов и бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета, за нарушение условий предоставления, которое было устранено в период от завершения контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора до принятия соответствующего решения Министерства финансов Российской Федерации, приведет к многочисленным судебным искам со стороны публично-правовых образований к казне Российской Федерации и неисполнению ранее принятых ими расходных обязательств, в том числе по соглашениям о предоставлении межбюджетных трансфертов.
С целью недопущения таких последствий Правилами предусмотрено, что в случае получения от главного распорядителя средств федерального бюджета информации об устранении нарушения (частичном устранении) уведомление в части указанного нарушения считается исполненным (частично исполненным).
В связи с чем, в соответствии с Правилами курирующий департамент Министерства финансов Российской Федерации рассматривает сведения об исполнении субъектом Российской Федерации Соглашения после окончания проверки Росфиннадзора или Счетной палаты, предоставленные соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета, необходимые для принятия взвешенного решения о применении бюджетных мер принуждения или признания уведомления исполненным.
Таким образом, выводы о несогласованности положений Кодекса, Правил и Порядка в части использования информации главных распорядителей средств федерального бюджета, предоставивших межбюджетные трансферты, необходимой для принятия Министром финансов Российской Федерации решений по уведомлениям, считаем некорректными.
По вопросу подтверждения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора достоверности информации об устранении бюджетных нарушений отмечаем, что в настоящее время подтверждение Росфиннадзором информации об устранении нарушений, полученной от главных распорядителей средств федерального бюджета, может быть реализовано путем назначения внеплановой проверки на основании поручения Министра финансов в случае, если такая информация сомнительна.
Вместе с тем, принимая во внимание длительное проведение такой внеплановой проверки, имеется высокий риск подтверждения Росфиннадзором данной информации за рамками максимального срока применения бюджетной меры принуждения (30 дней с даты получения уведомления).
Для минимизации указанных рисков считаем необходимым проработать вопрос оперативного обеспечения подтверждения (неподтверждения) достоверности Росфиннадзором такой информации, предусмотрев соответствующие изменения в Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
При этом реализация указанного механизма, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, не должна повлечь за собой отказ от использования информации, получаемой от главных распорядителей средств федерального бюджета в целях принятия взвешенных решений о применении бюджетных мер принуждения.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 8 декабря 2015 г. N 02-10-11/71520
Текст письма официально опубликован не был