Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 71-КГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 октября 2015 года о возращении его и "Czechoslovak Energy, Oil & Gas, a.s." административного иска об оспаривании отдельных положений Генерального плана муниципального образования "Город Калининград", утверждённого решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" и "Czechoslovak Energy, Oil & Gas, a.s." Булычева A.B., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что апелляционное определение подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69 утверждён Генеральный план муниципального образования "Город Калининград".
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197 в данный Генеральный план внесены изменения в части изменения функционального зонирования применительно к территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 35 000 зрительских мест.
Открытое акционерное общество "Балтик-Экспо" и "Czechoslovak Energy, Oil & Gas, a.s." обратились в суд административным иском, в котором просили признать недействующими отдельные положения Генерального плана Калининграда в редакции указанного решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197.
Определением судьи Калининградского областного суда от 28 сентября 2015 года в принятии административного иска отказано, административным истцам возвращена уплаченная ими государственная пошлина.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 октября 2015 года определение судьи в части отказа в принятии административного иска отменено, в этой части вынесено новое определение о возвращении административного иска, в остальной части определение судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Балтик-Экспо" просит апелляционное определение отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2016 года кассационная жалоба с материалом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения норм процессуального права были допущены при рассмотрении вопроса о принятии административного иска открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" и "Czechoslovak Energy, Oil & Gas, a.s." к производству суда.
Возвращая настоящий административный иск, суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 5 части 1 статьи 129, частью 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходил из того, что в производстве Калининградского областного суда находится административное дело по административному иску тех же лиц об оспаривании проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, утверждённого постановлением правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года N 929. Оспариваемые положения Генерального плана Калининграда в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197 воспроизводят положения названного проекта межевания территории.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом не согласна.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 2 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2-7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбуждённое ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Как видно из представленных материалов, такого дела в производстве Калининградского областного суда или другого суда либо арбитражного суда не имеется.
Административное дело об оспаривании вышеназванного проекта межевания территории, утверждённого постановлением правительства Калининградской области, к такому дело отнесено быть не может, поскольку по этому делу спор между иными сторонами, об ином предмете. Настоящим административным иском оспаривается другой нормативный правовой акт - Генеральный план муниципального образования "Город Калининград", утверждённый решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 октября 2015 года признать законным нельзя.
В связи с тем, что в определении о возвращении административного иска иные основания для возвращения административного иска не указаны, материал по административному иску подлежит направлению в суд первой инстанции для его принятия к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 27 октября 2015 года отменить.
Материал по административному иску открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" и "Czechoslovak Energy, Oil & Gas, a.s." об оспаривании отдельных положений Генерального плана муниципального образования "Город Калининград", утверждённого решением городского Совета депутатов Калининграда от 22 февраля 2006 года N 69, в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 1 июля 2015 года N 197, направить в Калининградский областной суд для принятия указанного административного иска к производству данного суда.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. N 71-КГ16-13
Текст определения официально опубликован не был